____________________________________________
Фактически утратило силу. См. Земельный кодекс Российской Федерации
____________________________________________
Настоящие Основы регулируют земельные отношения и направлены на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.
Земельные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемым в соответствии с ними другим законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
В соответствии с целевым назначением все земли СССР подразделяются на:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);
3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп законодательством союзных и автономных республик может быть установлен особый режим использования указанных категорий земель.
Земля является достоянием народов, проживающих на данной территории.
Каждый гражданин СССР имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.
Советы народных депутатов предоставляют земельные участки во владение и пользование гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, установленных законодательством,- иным организациям и лицам.
Советы народных депутатов изымают земельные участки в соответствии с настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.
Предоставление и изъятие земель в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, могут быть произведены по результатам референдума среди этих народов и этнических групп с согласия соответствующих Советов народных депутатов.
В пожизненное наследуемое владение земля предоставляется гражданам СССР для нужд, предусмотренных статьей 20 настоящих Основ.
Предельные размеры предоставляемых земельных участков определяются законодательством союзных и автономных республик.
В постоянное владение земля предоставляется колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям для ведения сельского и лесного хозяйства.
В постоянное или временное пользование земля предоставляется:
гражданам СССР для целей, указанных в статьях 21, 22 настоящих Основ;
промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям;
для нужд обороны организациям, указанным в статье 31 настоящих Основ;
религиозным организациям;
совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц.
Сроки временного пользования землей устанавливаются законодательством союзных и автономных республик.
В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик, земля предоставляется в пользование иным организациям и лицам.
Во временное пользование на условиях аренды земля предоставляется гражданам СССР, колхозам, совхозам и другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц, а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам.
Арендодателями земли являются соответствующие Советы народных депутатов.
Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия.
Арендованные участки земель сельскохозяйственного назначения по согласованию сторон могут передаваться во владение арендатору.
Колхозы, совхозы, другие государственные и кооперативные сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственного землеустройства.
Отношения по аренде земли регулируются настоящими Основами, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, законодательством союзных и автономных республик.
Предоставление земельных участков во владение и пользование осуществляется в порядке отвода.
Предоставление земельного участка, находящегося во владении или пользовании, другому землевладельцу или землепользователю производится только после изъятия этого участка в порядке, предусмотренном статьями 11, 24 настоящих Основ.
Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственных целей.
Право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется Государственным актом.
Форма Государственного акта, порядок его регистрации и выдачи определяются законодательством союзных республик. Форма и порядок регистрации договоров на аренду земли и других договоров на временное пользование землей определяются законодательством союзных и автономных республик.
Право владения и право пользования всем земельным участком или его частью прекращается Советом народных депутатов в случаях:
1) добровольного отказа от земельного участка;
2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского хозяйства;
4) использования земли не по целевому назначению;
5) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик;
6) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке);
7) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;
8) систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством союзных и автономных республик, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;
9) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственного производства;
10) изъятия земель в случаях, предусмотренных настоящими Основами.
Пункты 6 и 9 части первой настоящей статьи не распространяются на право владения землей граждан, ведущих крестьянское хозяйство, в течение трех лет с момента предоставления земельного участка.
Право пользования арендованной землей прекращается также при расторжении договора аренды земли в случаях, предусмотренных Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде.
Законодательством союзных и автономных республик могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения, права пользования землей и аренды земли.
При переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами переходит и право владения или право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством союзных и автономных республик.
Изъятие земель для государственных и общественных нужд производится по решению соответствующего Совета народных депутатов при согласии землевладельца или по согласованию с землепользователем в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик.
Изъятие сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд может быть допущено лишь в исключительных случаях в соответствии с законодательством союзных и автономных республик.
При несогласии землевладельца или землепользователя решение Совета народных депутатов может быть обжаловано в судебном порядке.
Изъятие особо ценных продуктивных земель, определенных в соответствии с уровнем кадастровой оценки для данного региона, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, не допускается. Перечень таких земель устанавливается законодательством союзных и автономных республик.
Изъятие земель пригородных и зеленых зон, опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, лесов первой группы для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик.
Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии земельных участков, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землевладельцами и землепользователями, а также с местными Советами народных депутатов место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории. Финансирование проектных работ до предварительного согласования не допускается.
Изъятие земель у колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий для предоставления их гражданам СССР и сельскохозяйственным кооперативам осуществляется районным, городским Советом народных депутатов в случаях и порядке, установленных настоящими Основами, законодательством союзных и автономных республик.
Землевладение и землепользование в СССР являются платными. Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка.
Порядок и ставки налогообложения устанавливаются законодательством союзных и автономных республик. Арендатор выплачивает арендную плату, размер которой устанавливается по соглашению сторон в порядке и пределах, определяемых законодательством союзных и автономных республик.
Плата за земли лесного фонда взимается в составе платы за пользование лесами.
Платежи за землю поступают в бюджеты местных Советов народных депутатов, могут частично централизоваться в бюджетах союзных и автономных республик и направляются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, на материальное стимулирование землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, за осуществление этих мероприятий, а также на землеустройство и социальное развитие территории.
В законодательстве союзных и автономных республик могут быть предусмотрены льготы по взиманию платы за землю: полное или частичное освобождение на определенный срок, отсрочка выплаты, понижение ставки земельного налога.
От платы за землю освобождаются заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, а также предприятия, учреждения, организации, коллективы и граждане, получившие во владение или пользование нарушенные или малопродуктивные земли. В порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик, по решению Советов народных депутатов от платы могут освобождаться заказники, опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля, учреждения культуры, образования, здравоохранения, а также предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, другие предприятия, учреждения и организации, граждане СССР.