ПРИКАЗ
от 18 октября 2005 года N 127
Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса
(с изменениями на 17 июня 2015 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 17 июня 2015 года N 192 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2015, N 0001201507240011).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3)
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса.
Министр
И.Левитин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 ноября 2005 года,
регистрационный N 7200
ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса
(с изменениями на 17 июня 2015 года)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации"*.
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3.
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на трамваях и троллейбусах, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки пассажиров (далее - водители).
3. Особенности рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные настоящим Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм настоящего Положения.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, - по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливаются время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания в каждую смену, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2015 года приказом Минтранса России от 17 июня 2015 года N 192. - См. предыдущую редакцию)
5. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации.
8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.
9. Водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время - не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктом 8 настоящего Положения.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
10. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии а также время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2015 года приказом Минтранса России от 17 июня 2015 года N 192. - См. предыдущую редакцию)
б) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в трамвайное (троллейбусное) депо;
в) время управления трамваем (троллейбусом) на линии;
г) время стоянки в местах посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах и на конечных станциях;
д) время простоев трамваев (троллейбусов) на линии;
е) время нахождения водителя в резерве;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии простейших неисправностей подвижного состава.
11. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "б" пункта 10 настоящего Положения), и время проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "а" пункта 10 настоящего Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа.
12. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установлении графиком работы (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителям могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут.
Время предоставления и конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
В случаях, когда по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить водителю возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
13. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), но не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - с иным представительным органом работников
(Абзац дополнительно включен с 4 августа 2015 года приказом Минтранса России от 17 июня 2015 года N 192)
14. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. При этом в среднем за месяц продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
15. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
16. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2015 года приказом Минтранса России от 17 июня 2015 года N 192. - См. предыдущую редакцию)
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"