Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 апреля 2002 года N 71-О


Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности положения
пункта 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, С.М.Казанцева, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г.Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Санкт-Петербургского городского суда,

установил:

1. Санкт-Петербургский городской суд оспаривает конституционность пункта 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающего, что систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют законодательный орган государственной власти - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, исполнительный орган государственной власти - Администрация Санкт-Петербурга, возглавляемая губернатором Санкт-Петербурга, судебные органы государственной власти - Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи. По мнению заявителя, данная норма в части, относящей к органам государственной власти Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации Уставный суд Санкт-Петербурга и мировых судей, противоречит статьям 10, 11, 71 (пункты "г" и "о"), 77 и 118 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, считает заявитель, предусматривает существование единой судебной системы Российской Федерации и не предполагает образование в качестве самостоятельных судебных систем субъектов Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на две ветви - законодательную и исполнительную, в рамках которых субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть в конституциях (уставах) создание собственных органов представительной и исполнительной государственной власти; включение же каких бы то ни было судов, в том числе конституционных (уставных) судов и мировых судей, в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации в качестве судебных органов государственной власти субъекта Российской Федерации недопустимо.

В Постановлениях от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Читинской области, от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в Определениях от 12 марта 1998 года по запросу высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", от 8 июня 2000 года по запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности ряда статей Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституционным Судом Российской Федерации сформулирована правовая позиция по вопросу о разграничении компетенции в области установления судебной системы в Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что этот вопрос однозначно решен самой Конституцией Российской Федерации, не предполагающей в данном случае делегирование полномочий Российской Федерации ее субъектам, поскольку на федеральном законодателе лежит обязанность самостоятельно определять перечень действующих судов, систему процессуальных инстанций и их компетенцию; Конституция Российской Федерации предусматривает существование единой федеральной судебной системы Российской Федерации, в которую входят суды, действующие в субъектах Российской Федерации, и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в порядке реализации компетенции Российской Федерации, установленной статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации, наряду с федеральными судами, действующими в субъектах Российской Федерации, предусматривает и суды субъектов Российской Федерации, а именно конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4), которые вместе с федеральными судами входят в судебную систему Российской Федерации (пункт 2 статьи 4). Следовательно, исходя из Конституции Российской Федерации и указанных норм федерального законодательства, Устав Санкт-Петербурга правомерно определяет Уставный суд и мировых судей как судебные органы данного субъекта Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельны в создании своих законодательных и исполнительных органов. Однако ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" возможности создания субъектами Российской Федерации иных судов, кроме перечисленных в этих актах, не предполагают. С учетом федерального регулирования субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют порядок организации и деятельности конституционных (уставных) судов и мировых судей, являющихся судами субъекта Российской Федерации. Эти суды действуют на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Российской Федерации, не входящей в судебную систему Российской Федерации.

3. Как следует из пункта 3 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, если поставленный вопрос ранее уже был им разрешен, поскольку постановления Конституционного Суда Российской Федерации являются общеобязательными и их юридическая сила не может быть преодолена законодателем.

Поскольку названные решения, а следовательно, и выраженная в них правовая позиция о месте судов субъектов Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации, сохраняют свою силу, запрос Санкт-Петербургского городского суда не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Санкт-Петербургского городского суда, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие свою силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.Баглай

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов




Текст документа сверен по:

файл - рассылка