Действующий

Модельные законодательные положения для государств - участников СНГ о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг

Статья 37. Требования к обеспечению независимости аудитора

    

    1. Аудитор (физическое лицо или аудиторская фирма) общества должен быть свободным от какого бы то ни было влияния, заинтересованности или взаимоотношений, связанных с обществом и способных ущемить его независимость и оказать негативное воздействие на его профессиональные суждения и объективность.
     


    2. Аудитором общества не может быть лицо, которое:

а) имеет действительную или возможную, прямую или косвенную финансовую заинтересованность в деятельности общества или его аффилированных лиц, помимо проведения аудита;

б) поддерживает деловые отношения с обществом, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности;

в) имеет договорные отношения с обществом, включая отношения на основе трудового соглашения, которые могут скомпрометировать независимость аудитора и воспрепятствовать надлежащему выполнению членами совета директоров, менеджерами высшего звена, сотрудниками бухгалтерской службы и иными должностными лицами общества своих обязанностей по обеспечению должного функционирования систем подотчетности и составления финансовой отчетности общества;

г) состоит в родственной связи с членами совета директоров, менеджерами высшего звена, сотрудниками бухгалтерской службы и иными должностными лицами общества, отвечающими за функционирование систем подотчетности и составление финансовой отчетности общества;

     д) являлось аудитором, ответственным за работу с обществом, в течение более пяти лет подряд.
     


3. Если аудитор или его аффилированные лица предоставляют обществу помимо аудиторских также и неаудиторские услуги, аудитор должен обеспечить выполнение следующих условий:

а) лица, оказывающие неаудиторские услуги, не должны принимать решения в отношении аудита общества от имени аудитора или его аффилированных лиц;

б) предоставление неаудиторских услуг не ущемляет независимости аудитора.

     4. Аудитор должен выявить и оценить все факторы, способные привести к ущемлению его независимости, в том числе и те, которые возникают вследствие поддержания взаимоотношений с обществом до того, как он был назначен аудитором общества.
     


    5. Решение о назначении аудитора принимается общим собранием акционеров простым большинством голосов акционеров, участвующих в собрании. Решение должно быть основано на исчерпывающей информации относительно гарантий независимости аудитора и существенных условий договора, заключаемого с аудитором. Договор с аудитором должен быть подписан председателем совета директоров.
     


    6. Акционерные общества, акции которых включены в котировальный список фондовой биржи, обязаны раскрывать информацию о смене аудитора в течение_ дней после принятия общим собранием акционеров решения о смене аудитора.

Модельный Гражданский кодекс, модельные законы об акционерных обществах и аудите содержат краткие ссылки на требование об обеспечении независимости аудитора. Независимость определяется как "отсутствие имущественной заинтересованности в деятельности общества или его акционеров". Модельный Закон об аудите, принятый в 1997 году, содержит положение о том, что "независимость аудиторов и аудиторских организаций должна гарантироваться в соответствии с национальным законодательством". Однако дальнейших указаний на этот счет не имеется.

В настоящее время регулирование аудиторской деятельности и взаимоотношений между аудитором и обществом приобрело особо важное значение для защиты интересов инвесторов. На это указывают следующие документы: Закон Сарбейнса-Оксли в США, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (2001 год), Рекомендации Комиссии ЕС относительно обеспечения независимости аудиторов (2002 год), Принципы IOSCO (международной организации, объединяющей комиссии по рынку ценных бумаг) о независимости аудиторов и роли корпоративного управления в мониторинге независимости аудиторов (2002 год), Принципы корпоративного управления ОЭСР (2004 год), а также многие другие документы, принятые в разных странах. В них подчеркивается общая опасность ущемления независимости аудиторов, выражается особая озабоченность практикой предоставления аудиторскими фирмами неаудиторских услуг, указывается на необходимость ротации ключевых сотрудников аудиторских фирм, проводящих аудит одного и того же общества, и на обязанность неисполнительных директоров общества (в особенности тех, которые являются членами комитета совета директоров по аудиту) осуществлять надзор за состоянием взаимоотношений с аудиторами.

Модельные Положения предусматривают, что указанные выше новые требования будут отражены в законодательстве государств Содружества, особенно в отношении акционерных обществ, акции которых зарегистрированы на фондовой бирже. В пункте 1 настоящей статьи сформулированы общие требования к обеспечению независимости аудитора. В пункте 2 указаны специфические требования относительно процедуры назначения аудитора. Тем самым предполагается выход за рамки определения термина "независимость", установленные уже принятыми модельными законами. Кроме того, устанавливается обязанность аудитора провести оценку факторов, угрожающих ущемить его независимость (пункт 4). Если такая угроза возникает, аудитор может принять меры по ее смягчению или отказаться от заключения определенного контракта. Для обеспечения независимости аудитора важно ввести специальные требования в отношении назначения аудитора (пункт 5), ротации ключевых сотрудников аудиторской фирмы (подпункт д) пункта 2) и раскрытия информации о смене аудитора (пункт 6 настоящей статьи).