Принят
на девятом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 9-4
от 8 июня 1997 года)
Об аудите
Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории государства,* устанавливает основные правила и порядок ее проведения, регулирует отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность независимо от форм собственности и видов деятельности, государственными органами, отдельными гражданами (в дальнейшем - субъект хозяйствования), а также аудиторами и аудиторскими организациями.
________________
* Здесь и далее под государством понимается государство - член Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Аудиторская деятельность (аудит) - независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности совершенных финансовых и хозяйственных операций, их соответствия законодательству государства, направленная на защиту интересов собственников, оказание субъектам хозяйствования содействия в расчетах с бюджетом и повышение эффективности их деятельности.
Аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателем (аудитором), действующим без образования юридического лица, так и юридическим лицом (аудиторской организацией).
Затраты на проведение аудита относятся на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг и приравниваются к материальным затратам.
В процессе аудита составляется аудиторское заключение, характеризующее:
а) состояние и содержание годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) достоверность и полноту годового баланса банков, фондов, бирж, компаний, обществ, других субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и видов деятельности;
в) потенциальные возможности субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной деятельности, возможности выбора предприятий при определении участников инновационных проектов;
г) целевое использование кредитных ресурсов и инвестиций;
д) своевременность и полноту формирования уставного капитала субъектов хозяйствования;
е) финансовое состояние: эмитентов ценных бумаг; государственных предприятий при отчуждении имущества, передаче его в аренду в процессе приватизации; субъектов хозяйствования, признаваемых несостоятельными (банкротами).
Аудиторы и аудиторские организации могут оказывать другие аудиторские услуги, связанные с их профессиональной деятельностью: по постановке и восстановлению бухгалтерского учета; составлению деклараций о доходах и финансовой отчетности; анализу финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов предприятия; информационному обслуживанию заказчиков; консультированию по вопросам налогового и хозяйственного законодательства государства.
Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит - независимая форма аудита, внутренний - ведомственная или внутренняя форма контроля. Внутренний аудит создается по желанию и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему, заменить внешний аудит не может, потому что его деятельность регулируется субъектом хозяйствования.
Аудит может быть обязательным и инициативным.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством государства, инициативная - по решению субъектов хозяйствования или собственника.
К аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее пяти лет.
Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью индивидуально в качестве предпринимателя или сотрудника аудиторской организации. Занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью возможно только после получения лицензии на эту деятельность и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
К аудиторам, получившим право на занятие аудиторской деятельностью в других странах и желающим осуществлять аудиторскую деятельность на территории данного государства, предъявляются требования, предусмотренные в настоящей статье.
Аудиторской организацией признается юридическое лицо, созданное для осуществления аудиторской деятельности в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством государства, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Чтобы заниматься аудиторской деятельностью, аудиторская организация должна получить лицензию на этот вид деятельности и быть внесена в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.
Аудиторам запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности, за исключением преподавательской и научной деятельности.
Аудиторским организациям запрещается заниматься другими видами деятельности.
Лица, имеющие судимость за корыстные и хозяйственные преступления, не имеют права заниматься аудиторской деятельностью.
Координацию аудиторской деятельности, разработку методологии аудита, контроль за соблюдением законодательства государства об аудиторской деятельности, меры, направленные на развитие независимого профессионального аудита и повышение эффективности аудиторской деятельности осуществляет единая государственная аудиторская палата. Она объединяет всех аудиторов и все аудиторские организации государства на основе обязательного членства и финансируется за счет обязательных членских взносов. Порядок внесения взносов и их размеры определяются руководящим органом аудиторской палаты.
Аудиторская палата и ее руководящие органы создаются на государственной конференции аудиторов. Ее деятельность регулируется настоящим Законом и другими правовыми актами государства.
Аудиторская палата не имеет права заниматься аудиторской деятельностью, создавать собственные коммерческие организации.
Деятельность аудиторской палаты не может быть прекращена.
Правительство государства может содействовать и оказывать необходимую помощь аудиторской палате в ее становлении, развитии и деятельности. Оно имеет право давать рекомендации аудиторской палате по вопросам совершенствования аудиторской деятельности. Аудиторская палата обязана рассмотреть их в двухмесячный срок.
Решения аудиторской палаты обязательны для аудиторов и аудиторских организаций.
Для осуществления профессиональных целей и защиты своих интересов аудиторы могут создавать общественные профессиональные объединения в рамках действующего законодательства.
Аудиторская деятельность осуществляется на основании настоящего Закона и других законодательных актов государства, а также в соответствии с международными и государственными стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности руководствуются настоящим Законом, другими законодательными актами, стандартами аудиторской деятельности, нормативными документами по бухгалтерскому учету и контролю.
Государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудитора и аудиторской организации.
Независимость аудиторов и аудиторских организаций обеспечивается в соответствии с законодательством государства.
Аудиторская палата по заявлению заинтересованного субъекта и за счет его средств может назначить проверку (экспертизу) качества аудиторского заключения.
Организация аудиторской деятельности, порядок аттестации специалистов и выдача им лицензий на право занятия аудиторской деятельностью, лицензирование аудиторских организаций, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и другие вопросы аудита определяются правительством государства.
Отношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками строятся на основе договора.
Аудиторские организации (аудиторы) ведут регистрацию заключенных договоров.
Предприятие (заказчик) имеет право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию (аудитора) для заключения договора на проведение аудита, если иное не предусмотрено законодательством.
Аудиторские организации (аудиторы), осуществляющие аудиторскую проверку банков, должны иметь лицензию Центрального банка государства на право занятия аудиторской деятельностью в банковской системе.
Аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами:
являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования;
состоящими с заказчиками в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
б) аудиторскими организациями:
в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;
в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;
в) аудиторами и аудиторскими организациями, оказывавшими данному субъекту хозяйствования услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета.
Аудиторы и аудиторские организации имеют право:
а) самостоятельно определять формы и методы проверки;
б) проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию по финансово-хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
в) получать у банков, налоговых органов и иных третьих лиц соответствующие сведения о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого предприятия, необходимые для проведения аудита;
г) привлекать на договорной основе к участию в аудите специалистов различного профиля, за исключением лиц, указанных в статьях 6 и 9 настоящего Закона;
д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым субъектом хозяйствования необходимой документации.
Аудиторы и аудиторские организации обязаны:
а) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки субъекта хозяйствования вследствие обстоятельств, указанных в статье 9 настоящего Закона;
б) обеспечивать сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных ими в ходе проверки;
в) гарантировать заказчику конфиденциальность представленных им и выявленных в ходе аудиторских работ любой информации и данных, результатов проверки и финансового состояния заказчика;
г) не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информацию;