ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 сентября 2005 года N 1515-р
[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы
"Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"]
___________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", включающей подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы".
2. Определить Минздравсоцразвития России государственным заказчиком-координатором федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" (далее - Программа), а Минобороны России, МВД России и Росздрав - государственными заказчиками Программы.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2006-2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минздравсоцразвития России совместно с Минобороны России и МВД России разработать проект Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 сентября 2005 года
N 1515-р
КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Социальная
поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
В Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 год - 6,3 млн. человек, 2004 год - 11,4 млн. человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, недостаточным качеством медицинской помощи и услуг, оказываемых лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями медико-социальной экспертизы, а также другими причинами.
Увеличивается количество инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Число последних возросло с 453,7 тыс. человек (1995 год) до 613 тыс. человек (2004 год).
Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.
С принятием Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" изменились подходы к решению проблем, связанных с инвалидностью.
Одной из важнейших задач стало формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, позволяющей решить проблему интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Решение этой задачи осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 36 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 4, ст. 393).
Общий объем финансирования указанной федеральной целевой программы за счет средств федерального бюджета составил 1524,2 млн. рублей, из них: 342 млн. рублей - государственные инвестиции, 37,1 млн. рублей - средства, выделенные на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и 1145,1 млн. рублей - средства, выделенные на прочие нужды.
В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-Петербург).
В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности.
Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решать проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
Только 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации. Существующая сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективность реабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентам инвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов.
Улучшение условий жизни инвалидов в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. является одной из приоритетных задач Правительства Российской Федерации.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;
потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений инвалидов.
С учетом имеющегося опыта реализации федеральных целевых программ по социальной поддержке инвалидов использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Российской Федерации развитой системы комплексной реабилитации как основного средства интеграции инвалидов в общество.
В случае решения проблем, связанных с инвалидностью, без использования программно-целевого метода, по экспертным оценкам, произойдет снижение показателя реабилитации инвалидов до 2 - 2,5 процентов, что приведет к увеличению количества инвалидов на 50-70 тыс. человек ежегодно.
Вариантов оптимального решения проблемы реабилитации инвалидов, интеграции их в общество, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли достичь аналогичного эффекта, в социальной практике не отмечено.
Основными факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации в стране, возникновение крупных техногенных аварий, экологических катастроф и вооруженных конфликтов. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня населения, увеличение количества граждан, нуждающихся в проведении медико-социальной экспертизы и реабилитационных услугах, уменьшение объема финансирования программных мероприятий.
Решение проблем, связанных с инвалидностью, в том числе создание в Российской Федерации разветвленной системы комплексной реабилитации инвалидов, - процесс, который может занять несколько десятилетий.
Основным объективным показателем поэтапного решения указанных проблем является увеличение количества инвалидов, которым в результате осуществления комплекса специально организованных реабилитационных и интеграционных мероприятий удалось полностью (реабилитированные инвалиды) или частично (частично реабилитированные инвалиды) преодолеть имевшиеся ограничения жизнедеятельности.
Применение программно-целевого метода в виде федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" (далее - Программа) даст возможность в течение ближайших 5 лет увеличить показатель интеграции инвалидов в общество до 6,5 процентов.
В более отдаленной перспективе при условии продолжения целенаправленных усилий по решению проблем, связанных с инвалидностью, и использования адекватных ресурсов можно рассчитывать на постепенный рост количества реабилитированных инвалидов: до 7 процентов к 2015 году и до 7,5 процентов к 2020 году, что сравнимо с показателями развитых стран.
Целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.
Основные задачи Программы:
создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;
дальнейшее развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг;
оснащение оборудованием реабилитационных организаций;
обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест.
Решение этих задач позволит сократить количество инвалидов, а также ежегодно возвращать к профессиональной, общественной и бытовой деятельности до 150-160 тыс. человек.
В этих целях потребуется осуществить комплекс мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:
совершенствование деятельности организаций, осуществляющих медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов;
расширение номенклатуры предоставляемых инвалидам технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, разработка и внедрение современных технологий реинтеграции инвалидов в общество, создание оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности;
дальнейшее развитие сотрудничества с общероссийскими общественными организациями инвалидов в целях обеспечения трудовой занятости инвалидов.
В рамках первого направления предусматривается создание современных моделей организаций, осуществляющих медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов, улучшение научно-методического и материально-технического обеспечения их деятельности. Важное значение имеет создание и внедрение единой информационной интегрированной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и протезно-ортопедических предприятий.
Целевыми индикаторами, позволяющими оценить эффективность реализации предлагаемых программных мероприятий, станут внедрение инновационных моделей освидетельствования граждан, новых моделей деятельности главного бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации, филиала главного бюро медико-социальной экспертизы и реабилитационных учреждений, ежегодное оснащение (в течение 5 лет) современным оборудованием 16-19 федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, а также переоборудование 11 федеральных реабилитационных учреждений.
Показателями эффективности реализации программных мероприятий, предусматриваемых в рамках этого направления, являются:
увеличение количества инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снижена тяжесть инвалидности: 2005 год (прогноз) - 8,7 процента, 2006 год - 9,6 процента, 2007 год - 10,7 процента, 2008 год - 11,9 процента, 2009 год - 12,9 процента и 2010 год - 14,2 процента;
увеличение количества инвалидов, которым учреждениями социальной сферы обеспечивается сопровождение реализации индивидуальных программ реабилитации: 2005 год (прогноз) - 265,4 тыс. человек, 2006 год - 290 тыс. человек, 2007 год - 314 тыс. человек, 2008 год - 344,4 тыс. человек, 2009 год - 372 тыс. человек и 2010 год - 407 тыс. человек.
Второе направление предполагает увеличение объема и расширение номенклатуры предлагаемых инвалидам технических средств реабилитации, создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Намечается реализовать комплекс программных мероприятий, включающих в себя:
внедрение в производство новых моделей кресел-колясок различного функционального назначения (целевой индикатор реализации - серийное производство не менее 1 новой модели ежегодно);
внедрение в производство новых технических средств реабилитации инвалидов с нарушением функции зрения (целевой индикатор реализации - серийное производство 2 новых моделей тифлосредств);
внедрение в производство новых технических средств реабилитации инвалидов с нарушением функции слуха (целевой индикатор реализации - серийное производство 2 новых моделей сурдотехники);
оснащение реабилитационных учреждений уникальными системами кохлеарной имплантации (целевой индикатор реализации - реабилитация группы инвалидов с тотальной глухотой);
создание системы ремонта и обслуживания технических средств реабилитации инвалидов (целевой индикатор реализации - оборудование 5 пилотных межрегиональных центров технического обслуживания индивидуальных средств реабилитации на базе федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий).
Для обеспечения деятельности организаций реабилитационной индустрии в соответствии с современными требованиями предлагается разработать 12 проектов национальных стандартов, регламентирующих качество и технологические параметры технических средств реабилитации.
Полноценное участие инвалидов в жизни общества возможно только при обеспечении им беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, для чего в рамках Программы намечается реализовать следующие мероприятия:
разработка не менее 10 проектов национальных стандартов, регламентирующих требования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;
серийное производство средств малой механизации, подъемных устройств и вспомогательных приспособлений для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (целевой индикатор реализации - серийное производство отдельных видов средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных приспособлений);
оснащение находящихся в федеральной собственности объектов реабилитации инвалидов специальным оборудованием (целевой индикатор реализации - оснащение ежегодно 1 федерального реабилитационного учреждения либо 1 протезно-ортопедического предприятия оборудованием, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к этим объектам);
оснащение телепрограмм устройствами скрытого субтитрирования для внедрения их в систему вещания на государственных российских телеканалах.
Для развития отечественного протезостроения, разработки и применения современных реабилитационных технологий оказания протезно-ортопедической помощи инвалидам, улучшения научно-методического обеспечения деятельности протезно-ортопедических организаций предусматривается реализация следующих программных мероприятий: