Основы статуса международного наблюдателя Содружества
Независимых Государств по наблюдению за выборами
(референдумами)
1.1. Статус международного наблюдателя Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами (референдумами)
Государство, приглашающее международных наблюдателей, исходит из того, что их присутствие способствует открытости и гласности выборов (референдумов), соблюдению международных обязательств государства по проведению демократических выборов (референдумов), предотвращению нарушений прав человека, связанных с выборами (референдумами).
1.1.1. Международным наблюдателем Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) по наблюдению за выборами (референдумами) является лицо, представляющее уставные органы СНГ - Межпарламентскую Ассамблею государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ, иные органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ и предусмотренные международными правовыми документами СНГ (далее - орган (органы) СНГ), а также законодательные, исполнительные и избирательные органы государств - участников СНГ.
1.1.2. Перечисленные в подпункте 1.1.1 пункта 1.1 органы могут принять решение о направлении нескольких международных наблюдателей, которые в этом случае составляют группу (миссию) международных наблюдателей СНГ. Количественный состав миссии, порядок ее формирования и руководитель (координатор) миссии определяются органом, направляющим миссию международных наблюдателей.
1.1.3. Международный наблюдатель СНГ приобретает право на осуществление наблюдения за выборами (референдумами) в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством о выборах и референдумах, международными правовым документами и международными обязательствами государства - участника СНГ, в котором проводятся выборы (референдумы).
1.1.4. Международные наблюдатели получают разрешение на въезд в государство, где проводятся выборы (референдумы), в порядке, установленном национальным законодательством. Разрешение на въезд в государство требуется только в случае существования визового жима пересечения государственной границы.
1.1.5. Международный наблюдатель на территории страны проведения выборов (референдумов) находится под покровительством принимающего государства. Это означает, что принимающее государство предпринимает все предусмотренные национальным законодательством меры по защите прав международных наблюдателей, а также необходимые меры в отношении тех лиц, которые нарушают права международных наблюдателей, вплоть до привлечения их к ответственности в соответствии с национальным законодательством.
1.1.6. Деятельность международных наблюдателей по наблюдению за выборами (референдумами) осуществляется на началах открытости и гласности.
1.1.7. Международные наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом выборов (референдумов), вмешиваться в избирательный процесс (процесс референдума), проводить в день голосования опросы избирателей о том, как они намерены проголосовать или уже проголосовали, принимать участие в процедурах голосования и подсчета голосов избирателей (участников референдума), установлении итогов голосования, результатов выборов (референдумов).
1.1.8. Национальными законами может быть предусмотрено, что международный наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если он пытается воспрепятствовать работе избирательной комиссии (комиссии референдума) (далее по тексту - избирательная комиссия) либо осуществлению гражданином своего избирательного права (права на участие в референдуме), а также нарушить свободу и тайну голосования. Соответствующее решение может приниматься участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Избирательная комиссия обязана сообщить об этом факте в центральную избирательную комиссию, а последняя, в свою очередь, - в орган направивший международного наблюдателя.
1.1.9 Национальным законодательством может быть предусмотрена возможность лишения аккредитации тех международных наблюдателей, которые нарушают национальные конституцию и законы, иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.
1.1.10. В случае нарушения международным наблюдателем национальных законов, общепризнанных принципов и норм международного права центральная избирательная комиссия в соответствии с национальными законами вправе отозвать аккредитацию международного наблюдателя.
1.2. Порядок аккредитации международных наблюдателей
1.2.1. Аккредитация международных наблюдателей Содружества Независимых Государств производится центральной избирательной комиссией страны проведения выборов (референдумов) на основе приглашения уполномоченных на то государственных органов, высших должностных лиц страны проведения выборов (референдумов).
1.2.2. Удостоверение международного наблюдателя - документ, удостоверяющий его статус. Как правило, образец и описание удостоверения международного наблюдателя утверждаются центральной избирательной комиссией в соответствии с национальным законодательством.
1.2.3. Центральная избирательная комиссия выдает международному наблюдателю удостоверение международного наблюдателя в соответствии с представленными заявлением на аккредитацию, документом, удостоверяющим его личность, и приглашением органа СНГ. Это удостоверение дает право международному наблюдателю осуществлять свою деятельность в период подготовки и проведения выборов (референдумов).
1.2.4. Международный наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Это означает, что он вправе в день голосования посещать избирательные участки (участки референдума) без специального сопровождения и предварительного согласования своих действий по наблюдению за выборами (референдумами) с соответствующими избирательными комиссиями.
1.3. Правовые основы деятельности международных наблюдателей
Правовой основой для проведения международного наблюдения и деятельности международных наблюдателей СНГ в государстве, проводящем выборы (референдумы), являются национальные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права международные обязательства государства в области организации избирательного процесса, Конвенция о стандартах демократических вы боров, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
1.4. Срок осуществления международного наблюдения
1.4.1. Срок полномочий международного наблюдателя начинается со дня его аккредитации центральной избирательной комиссией страны проведения выборов (референдумов) и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов (референдумов).
1.4.2. Международные наблюдатели вправе осуществлять свою деятельность на любом этапе избирательной кампании (кампании референдума), но не ранее дня официального опубликования решения уполномоченного органа или должностного лица о назначении даты выборов (референдумов).
1.5. Полномочия международного наблюдателя
1.5.1. Деятельность международных наблюдателей регулируется национальным законодательством, международными правовыми документами, наделяющими их полномочиями, которые они вправе реализовать в своей деятельности. В соответствии с указанными правовыми актами международные наблюдатели имеют право, в частности:
- на доступ ко всем документам (не затрагивающим интересы национальной безопасности), регулирующим избирательный процесс (референдум), получение от избирательных комиссий необходимой информации и копий указанных в национальных законах избирательных документов (документов референдума);
- контакты с политическими партиями, коалициями, кандидатами, инициативными группами по проведению референдума, избирателями (участниками референдума), сотрудниками избирательных комиссий, должностными и иными лицами, которые в соответствии с законодательством о выборах и референдумах обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям, иным участникам избирательного процесса (референдума);
- свободное посещение всех избирательных участков (участков референдума) и помещений для голосования, в том числе в день проведения голосования;