ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 августа 2005 года N 1314-р

[Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга
критически важных объектов и (или) потенциально опасных
объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных
грузов)
]

1. Одобрить прилагаемую Концепцию федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

2. Роскосмосу совместно с Минобороны России, МЧС России, МВД России, ФСБ России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 августа 2005 года
N 1314-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной системы мониторинга критически важных
объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры
Российской Федерации и опасных грузов

I. Введение

1. Федеральная система мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (далее - система мониторинга) осуществляет информационное обеспечение системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являющейся функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью совершенствования организации работ в области своевременного выявления и предупреждения угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма в отношении критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.

3. Система мониторинга создается в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы функционирования критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, транспортировки опасных грузов (далее - грузы) и (или) вопросы обеспечения защищенности этих объектов и грузов от угроз техногенного и природного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

4. Настоящая Концепция определяет цели, задачу, функции, состав, структуру, основные принципы и направления работ в области создания, использования и развития системы мониторинга.

II. Основные понятия

5. Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

"критически важные объекты" - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;

"потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации" - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

"объекты" - критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

"грузы" - опасные вещества, материалы, изделия и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировке или перегрузке могут создавать угрозу жизни и здоровью людей, вызывать загрязнение окружающей среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений и средств, а также иного имущества;

"защищенность объектов и грузов" - состояние, при котором в отношении объектов и грузов обеспечиваются условия для предотвращения возникновения потенциальной опасности и преодоления (снижения до минимального уровня) негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;

"кризисная ситуация" - ситуация, которая характеризуется резкой сменой состояния параметров определенной группы внешних и внутренних процессов, действующих на объекты и грузы, протекает в течение короткого времени и может повлечь или повлекла за собой снижение защищенности объектов и грузов;

"мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

III. Цели, задача и функции системы мониторинга

6. Целями создания системы мониторинга являются последовательное снижение до минимального уровня риска воздействия на объекты и грузы факторов террористического, техногенного и природного характера и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.

7. Задачей системы мониторинга является информационная поддержка разработки и реализации мер по своевременному прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов.

Объектом мониторинга является состояние защищенности объектов и грузов.

8. Система мониторинга должна обеспечивать выполнение следующих функций:

а) сбор, обработка, анализ, хранение и передача информации о местоположении, обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов, маршрутах транспортировки грузов и других необходимых данных;

б) информационная поддержка работ, выполняемых в целях подготовки и реализации мер по обеспечению безопасного функционирования объектов (безопасной транспортировки грузов), предупреждению и локализации кризисных ситуаций, а также ликвидации их последствий;

в) подготовка интегральных оценок (моделей) кризисных ситуаций в отношении объектов и грузов и оценка их возможных последствий;

г) прогнозирование угроз объектам и грузам и динамики изменения состояния их защищенности под влиянием природных, техногенных и других факторов;

д) ведение информационных баз данных для обеспечения поддержки принятия и реализации управленческих решений по защите объектов и грузов;

е) предоставление в установленном порядке информационных ресурсов системы мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от несанкционированного воздействия;

ж) формирование единого информационного пространства системы мониторинга на основе унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных средств;

з) информационное обеспечение реализации международных договоров и соглашений в области мониторинга объектов и грузов, участницей которых является Российская Федерация.

IV. Состав и структура системы мониторинга

9. Система мониторинга предполагает федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни. При этом в состав системы мониторинга каждого уровня должны быть включены:

а) центры системного мониторинга и оперативного управления (далее - центры мониторинга);

б) системы, комплексы и средства получения информации об обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;

в) системы и средства телекоммуникаций, сбора, передачи данных и оповещения.

10. Основными структурными элементами системы мониторинга, обеспечивающими решение возложенной на нее задачи, должны стать центры мониторинга федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

11. Объединение информационных ресурсов центров мониторинга различных уровней осуществляется с использованием систем и средств телекоммуникации, при этом учитывается необходимость обеспечения конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа к их базам данных.

При решении возложенной на систему мониторинга задачи должна быть предусмотрена возможность информационного взаимодействия центров мониторинга различных уровней с другими государственными и негосударственными информационными системами общего и специального назначения Российской Федерации, а также с международными информационными системами.

Регламент информационного взаимодействия устанавливается в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации положением о федеральной системе мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов с учетом законодательства Российской Федерации в области защиты информации.

V. Основные принципы системы мониторинга

12. При создании и использовании системы мониторинга необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

а) обеспечение соответствия решаемой системой мониторинга задачи, а также ее структуры и характеристик:

уровню угроз в отношении объектов и грузов;

структуре и задачам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в сфере ведения которых находятся вопросы обеспечения защищенности объектов и грузов и охраны окружающей среды;

б) организационное, информационное и функциональное единство системы мониторинга, основу которого составляют:

единая система классификации и кодификации угроз объектам и грузам, показателей и критериев оценки состояния защищенности объектов и грузов;

базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора, обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной поддержки принятия и реализации управленческих решений на основе данных мониторинга;

единая геоинформационная система;

в) иерархичность построения системы мониторинга, возможность централизованного и санкционированного децентрализованного использования ресурсов системы мониторинга;

г) рациональная функциональная совместимость центров мониторинга различных уровней;

д) унификация программных, информационных и технических средств, обеспечение совместимости элементов системы мониторинга, возможности ее модульного наращивания и модернизации;

е) возможность структурного и функционального развития, оптимизации состава пользователей системы мониторинга и спектра оказываемых услуг;

ж) многофункциональность, обеспечивающая одновременное решение задач в интересах национальной безопасности и социально-экономического развития страны;

з) преемственность, основанная на интеграции и совершенствовании иных систем мониторинга;

и) гарантированная защита информации от несанкционированного доступа, включая ограниченный доступ к циркулирующей в системе мониторинга информации;

к) недопущение зависимости системы мониторинга от иностранных технологий.

VI. Основные направления работ в области создания,
использования и развития системы мониторинга

13. Основными направлениями работ в области создания, использования и развития системы мониторинга являются:

а) организационное и финансово-экономическое обеспечение системы мониторинга;

б) совершенствование нормативно-правовой базы;

в) создание и внедрение перспективных научно-технических разработок;

г) обеспечение национальной безопасности при осуществлении мониторинга объектов и грузов.

14. В области организационного и финансово-экономического обеспечения системы мониторинга необходимо решить следующие задачи:

а) разработка технико-экономического обоснования мероприятий по созданию и применению системы мониторинга, комплексной увязке ее составных частей, совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

б) анализ иных систем мониторинга, обеспечение унификации технических и организационных решений;

в) выработка предложений по необходимым объемам и источникам финансовых средств (бюджетных и внебюджетных), их выделению (привлечению) на реализацию программ и планов мероприятий по созданию, использованию и развитию системы мониторинга;

г) включение работ по созданию и развитию системы мониторинга в федеральные и региональные целевые программы;

д) формирование института федеральных и региональных операторов работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;

е) разработка и реализация механизмов привлечения негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов для решения инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга объектов и грузов.

15. Основными направлениями деятельности в области совершенствования нормативно-правовой базы являются:

а) обеспечение разработки проектов и принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов, в том числе в отношении установления ответственности собственников (балансодержателей) объектов и грузов и эксплуатирующих их организаций за несоблюдение установленных мер по обеспечению осуществления мониторинга объектов и грузов;

б) гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области мониторинга объектов и грузов с нормами международного права и международными договорами (соглашениями) в этой области;

в) введение норм, предусматривающих обязательное оснащение объектов и грузов техническими системами, комплексами и средствами мониторинга их состояния (местоположения), а также норм их обязательной сертификации.

16. Основными направлениями деятельности в области создания и внедрения перспективных научно-технических разработок являются:

а) подготовка и внедрение технических регламентов для различных видов деятельности в отношении объектов и грузов, обеспечивающих выполнение требований по организации и проведению их мониторинга;

б) отработка типовых (унифицированных) технических и организационных решений создания и использования системы мониторинга в рамках региональных целевых программ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»