Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2005 года N 01-203/08-01


[Материалы межрегионального семинара "Построение
общероссийской системы оценки качества образования"]


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе материалы межрегионального семинара "Построение общероссийской системы оценки качества образования", проведенного 28 апреля 2005 года на базе Московского государственного открытого университета.

Замечания и предложения по вопросам построения общероссийской системы оценки качества образования просим направлять на электронный адрес: sbb@rosobrnadzor.ru.

Руководитель службы
В.А.Болотов

     

Приложение 1
к письму Рособрнадзора
от 16 мая 2005 года N 01-203/08-01

     

МАТЕРИАЛЫ
межрегионального семинара "Построение общероссийской
системы оценки качества образования"



28 апреля 2005 года по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) в г.Москве на базе Московского государственного открытого университета состоялся межрегиональный семинар (далее - семинар) "Построение общероссийской системы оценки качества образования". В семинаре приняли участие представители Рособрнадзора, Министерства образования и науки Российской Федерации. Федерального агентства по образованию, региональных органов управления образованием из 14 субъектов Федерации, руководители и специалисты региональных центров качества образования, а также представители профессионального образования.

Общее число участников составило 55 человек.

На семинаре были заслушаны 6 докладов и 7 сообщении.

Основными задачами семинара являлись:

- рассмотрение технологий организации и процедур оценивания качества образования в субъектах Российской Федерации;

- обсуждение подходов к построению модели общероссийской системы оценки качества образования.

В работе семинара активное обсуждение проходило по нескольким основным вопросам:

- понятие "качество образования";

- понятие "общероссийская система оценки качества образования";

- основные пользователи результатов общероссийской системы оценки качества образования;

- показатели для общероссийской системы оценки качества образования;

- создание новых организационных структур, механизмов, процедур для построения общероссийской системы оценки качества образования и использование уже существующих.

В результате работы участников семинара доработаны основные положения общероссийской системы оценки качества образования (приложение 2).

Рекомендовано:

Рособрнадзору:

1. организовать совет по проблемам создания общероссийской системы оценки качества образования;

2. создать информационный ресурс, обеспечивающий взаимосвязь специалистов в области оценки качества образования;

3. обобщить региональный опыт организации и проведения процедур оценивания качества образования с целью построения:

типовых моделей региональной системы оценки качества образования;

типовых моделей информационной базы для обеспечения оценки качества образования;

наборов показателей, критериев, параметров, измерителей, используемых в рамках процедур аттестации;

системы подготовки и работы кадров в области оценки качества образования.

4. предусмотреть сопряжение работ по созданию общероссийской системы оценки качества образования и развитию системы менеджмента качества;

5. организовать и провести апробацию моделей системы оценки качества образования в 4-5 субъектах Российской Федерации.

Органам управления образования субъектов Российской Федерации:

рассмотреть возможность участия в одном или нескольких направлениях работ по построению общероссийской системы оценки качества образования (п.4 приложения 2) и в срок до 31.05.2005 представить заявку в Управление контроля качества образования Рособрнадзора.

Участники семинара выражают благодарность ректорату Московского государственного открытого университета за помощь в организации семинара.

Приложение 2
к письму Рособрнадзора
от 16 мая 2005 года N 01-203/08-01

     

     ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
построения общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО)

 1. Миссия ОСОКО


Создание системы оценки качества образования призвано обеспечить обучающихся и их родителей, педагогические коллективы школ и преподавателей ссузов/вузов, органы управления образованием всех уровней, институты гражданского общества, работодателей надежной информацией о состоянии и развитии системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Построение общероссийской системы оценки качества образования в России будет способствовать достижению следующих целей:

повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решении (но продолжению образования или трудоустройству);

обеспечению единого образовательного пространства;

принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования;

обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения.

Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования:

формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно достичь основные пели системы качества образования;

оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;

оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).

2. Анализ ситуации


При построении общероссийской системы оценки качества образования необходимо использовать и развивать уже существующие механизмы и процедуры:

1) аттестационные и диагностические обследования образовательных учреждений и обучающихся;

2) международные мониторинговые исследования (PISA, TIMSS);

3) технологии и информационно-технологическое обеспечение единого государственного экзамена;

4) методический опыт разработки контрольных измерительных (оценочных) материалов;

5) федеральная, региональные и вузовские системы мониторинга качества образования.

3. Принципы построения ОСОКО

1) ориентация на требования внешних пользователей;

2) учет потребностей системы образования;

3) минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

4) инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

5) оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

6) иерархичность системы показателей;

7) сопоставимость системы показателей с международными аналогами;

8) соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

4. Основные направления работ по построению ОСОКО

1) мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов;

2) мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов;

3) мониторинг качества образования на основе результатов государственной аттестации образовательных учреждений;

4) создание "белой книги образования" (анализ состояния дел в сфере качества образования в субъектах Российской Федерации и определение оптимального пути развития российского образования с учетом региональных особенностей и мирового опыта);

5) ОСОКО в НПО:

6) ОСОКО в СПО;

7) ОСОКО в ВПО;

8) региональные модели ОСОКО;

9) модели информационных баз для обеспечения ОСОКО.




Текст документа сверен по:

"Вестник образования России",

N 11, июнь, 2005 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»