Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе материалы межрегионального семинара "Построение общероссийской системы оценки качества образования", проведенного 28 апреля 2005 года на базе Московского государственного открытого университета.
Замечания и предложения по вопросам построения общероссийской системы оценки качества образования просим направлять на электронный адрес: sbb@rosobrnadzor.ru.
Руководитель службы
В.А.Болотов
Приложение 1
к письму Рособрнадзора
от 16 мая 2005 года N 01-203/08-01
28 апреля 2005 года по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) в г.Москве на базе Московского государственного открытого университета состоялся межрегиональный семинар (далее - семинар) "Построение общероссийской системы оценки качества образования". В семинаре приняли участие представители Рособрнадзора, Министерства образования и науки Российской Федерации. Федерального агентства по образованию, региональных органов управления образованием из 14 субъектов Федерации, руководители и специалисты региональных центров качества образования, а также представители профессионального образования.
Общее число участников составило 55 человек.
На семинаре были заслушаны 6 докладов и 7 сообщении.
Основными задачами семинара являлись:
- рассмотрение технологий организации и процедур оценивания качества образования в субъектах Российской Федерации;
- обсуждение подходов к построению модели общероссийской системы оценки качества образования.
В работе семинара активное обсуждение проходило по нескольким основным вопросам:
- понятие "качество образования";
- понятие "общероссийская система оценки качества образования";
- основные пользователи результатов общероссийской системы оценки качества образования;
- показатели для общероссийской системы оценки качества образования;
- создание новых организационных структур, механизмов, процедур для построения общероссийской системы оценки качества образования и использование уже существующих.
В результате работы участников семинара доработаны основные положения общероссийской системы оценки качества образования (приложение 2).
Рекомендовано:
Рособрнадзору:
1. организовать совет по проблемам создания общероссийской системы оценки качества образования;
2. создать информационный ресурс, обеспечивающий взаимосвязь специалистов в области оценки качества образования;
3. обобщить региональный опыт организации и проведения процедур оценивания качества образования с целью построения:
типовых моделей региональной системы оценки качества образования;
типовых моделей информационной базы для обеспечения оценки качества образования;
наборов показателей, критериев, параметров, измерителей, используемых в рамках процедур аттестации;
системы подготовки и работы кадров в области оценки качества образования.
4. предусмотреть сопряжение работ по созданию общероссийской системы оценки качества образования и развитию системы менеджмента качества;
5. организовать и провести апробацию моделей системы оценки качества образования в 4-5 субъектах Российской Федерации.
Органам управления образования субъектов Российской Федерации:
рассмотреть возможность участия в одном или нескольких направлениях работ по построению общероссийской системы оценки качества образования (п.4 приложения 2) и в срок до 31.05.2005 представить заявку в Управление контроля качества образования Рособрнадзора.
Участники семинара выражают благодарность ректорату Московского государственного открытого университета за помощь в организации семинара.
Приложение 2
к письму Рособрнадзора
от 16 мая 2005 года N 01-203/08-01
Создание системы оценки качества образования призвано обеспечить обучающихся и их родителей, педагогические коллективы школ и преподавателей ссузов/вузов, органы управления образованием всех уровней, институты гражданского общества, работодателей надежной информацией о состоянии и развитии системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Построение общероссийской системы оценки качества образования в России будет способствовать достижению следующих целей:
повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решении (но продолжению образования или трудоустройству);
обеспечению единого образовательного пространства;
принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования;
обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения.
Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования:
формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно достичь основные пели системы качества образования;
оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;
оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных).
При построении общероссийской системы оценки качества образования необходимо использовать и развивать уже существующие механизмы и процедуры:
1) аттестационные и диагностические обследования образовательных учреждений и обучающихся;
2) международные мониторинговые исследования (PISA, TIMSS);
3) технологии и информационно-технологическое обеспечение единого государственного экзамена;
4) методический опыт разработки контрольных измерительных (оценочных) материалов;
5) федеральная, региональные и вузовские системы мониторинга качества образования.
1) ориентация на требования внешних пользователей;
2) учет потребностей системы образования;
3) минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
4) инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
5) оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
6) иерархичность системы показателей;
7) сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
8) соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
1) мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов;
2) мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов;
3) мониторинг качества образования на основе результатов государственной аттестации образовательных учреждений;
4) создание "белой книги образования" (анализ состояния дел в сфере качества образования в субъектах Российской Федерации и определение оптимального пути развития российского образования с учетом региональных особенностей и мирового опыта);
5) ОСОКО в НПО:
6) ОСОКО в СПО;
7) ОСОКО в ВПО;
8) региональные модели ОСОКО;
9) модели информационных баз для обеспечения ОСОКО.
Текст документа сверен по:
"Вестник образования России",
N 11, июнь, 2005 год