Поправки приняты
на двадцать четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 24-5
 от 4 декабря 2004 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

          
О борьбе с терроризмом



Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом.

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие основные понятия.

Терроризм - уголовно наказуемое деяние*, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде:

________________

* Поправки к модельному закону выделены полужирным курсивом.


- насилия или угрозы его применения в отношении физических лиц или организаций;

- уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающих опасность гибели людей;

- причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

- посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного в целях прекращения его государственной и политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

- нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебное помещение либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой;

- совершения иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с законодательством государства, а также с международными правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

Терроризм может быть внутригосударственным и международным.

Международный терроризм - терроризм, акты которого:

- совершены в более чем одном государстве;

- совершены в одном государстве, но существенная часть их подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве;

- совершены в одном государстве, но при участии террористической группы или террористической организации, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве;

- совершены в одном государстве, но их существенные последствия имеют место в другом государстве.

Террористическая деятельность - деятельность, направленная на совершение преступлений террористического характера и включающая в себя любое из нижеследующих деяний:

- организацию, планирование, подготовку и совершение актов терроризма;

- подстрекательство к совершению актов терроризма, призывы к насилию в террористических целях;

- организацию незаконных военизированных формирований или преступных организаций с целью совершения актов терроризма, а равно участие в них;

- вербовку, вооружение или использование террористов, а также обучение их террористическим навыкам;

- финансирование террористической организации или террористов;

- пособничество в подготовке и совершении актов терроризма.

Акт терроризма - непосредственное совершение преступления террористического характера.

Преступления террористического характера - преступления, предусмотренные соответствующими статьями уголовного кодекса государства. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные уголовным кодексом, если они совершены в террористических целях.

Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.

Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов этой организации.

Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий.

Контртеррористическая операция - совокупность подчиненных единому замыслу оперативно-разыскных, оперативно-боевых, административно-правовых и иных мероприятий, направленных на пресечение акта терроризма, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий акта терроризма.

Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых производится указанная операция.

Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом


Борьба с терроризмом в государстве основывается на следующих принципах:

- законность;

- приоритет мер предупреждения терроризма;

- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

- сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

- комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

- приоритет защиты жизни, здоровья и прав лиц, подвергающихся террористической опасности;

- недопустимость политических уступок террористам;

- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

- минимальная огласка состава участников, технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций;

- организация и осуществление международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в различных сферах и многообразных формах.

Статья 3. Правовые основы борьбы с терроризмом


Законодательство в сфере борьбы с терроризмом основывается на конституции государства и включает настоящий Закон, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, другие нормативные правовые акты государства, а также международные договоры, участником которых является государство.

Если международным договором установлены другие правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и нормативных правовых актах государства, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Основы организации борьбы с терроризмом

     

Статья 4. Цели борьбы с терроризмом


Борьба с терроризмом в государстве осуществляется в целях:

- защиты личности, общества и государства от терроризма;

- предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

- выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Статья 5. Государственные органы, осуществляющие
борьбу с терроризмом


Борьбу с терроризмом осуществляют государственные органы, предусмотренные законодательством государства, в пределах предоставленных им полномочий.

В указанных органах могут создаваться специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, в том числе антитеррористические боевые группы.

Органы, осуществляющие борьбу с терроризмом, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

Формы взаимодействия между государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, определяются законодательством государства.

Взаимодействие государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, с соответствующими органами иностранных государств строится на основе двусторонних (многосторонних) международных соглашений, в том числе и межведомственного характера.

Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями государственных органов власти могут создаваться антитеррористические комиссии на общегосударственном, региональном (областном, местном) и межведомственном уровнях.

Общегосударственная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

- вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

- осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории государства;

- координирует деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации актов терроризма;

- принимает участие в подготовке международных договоров в области борьбы с терроризмом;

- вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства в области борьбы с терроризмом;

- утверждает разрабатываемые соответствующими ведомствами положения о порядке организации и деятельности антитеррористических групп и подразделений.

Статья 6. Содействие органам, осуществляющим
борьбу с терроризмом


Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.

Глава 3. Информационно-пропагандистское обеспечение
борьбы с терроризмом

     

Статья 7. Обязанности средств массовой информации по
содействию борьбе с терроризмом


Сотрудники средств массовой информации при освещении событий, связанных с актами терроризма и антитеррористической деятельностью, обязаны учитывать, что право людей на жизнь и безопасность первичны по отношению к праву на свободу доступа к информации и распространения информации.

При получении сотрудником средств массовой информации сведений о готовящемся акте терроризма он обязан незамедлительно проинформировать об этом компетентные органы, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

При наличии у сотрудника средств массовой информации сведений или документальных материалов, которые могут служить вещественными доказательствами на суде по делам о преступлениях террористического характера либо могут быть использованы в интересах предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности, он обязан передать их в государственные органы, осуществляющие борьбу с терроризмом.

Статья 8. Осуществление мер профилактики терроризма с
использованием средств массовой информации


Руководители средств массовой информации обязаны принимать меры к тому, чтобы материалы, подготовленные в руководимых ими органах, не служили оправданием террористической и иной общественно опасной экстремистской деятельности, не призывали к ней, не провоцировали ее, а также не допускали пропаганды межрелигиозной, межнациональной, межэтнической, расовой вражды.

Государство и органы власти федерального, регионального и местного уровня обязаны всемерно поощрять и стимулировать участие средств массовой информации в профилактике террористических и иных опасных, особенно насильственных, экстремистских проявлений, а также активно участвовать в формировании антитеррористического сознания в обществе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»