Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 июня 2005 года N 748-р


[Об одобрении Концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации]

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 июля 2017 года N 1418-р
____________________________________________________________________


1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы персонального учета населения Российской Федерации.

2. Минэкономразвития России совместно с Мининформсвязи России внести во II квартале 2005 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 5, ст.531), в части мероприятий по созданию системы персонального учета населения Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2005 года N 748-р


КОНЦЕПЦИЯ
создания системы персонального учета населения Российской Федерации

     

I. Введение

Концепция создания системы персонального учета населения Российской Федерации (далее - Концепция) разработана Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Система персонального учета населения Российской Федерации (далее - система персонального учета) - это система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными данными о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (далее - граждане), на основе современных информационных технологий в рамках обеспечения конституционных прав граждан, а также предоставления услуг населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Концепция определяет роль и место системы персонального учета в структуре государственных информационных систем и ресурсов, цели, принципы, структуру, функции и основные этапы создания и развития системы персонального учета, а также источники финансирования.

Концепция также содержит предложения по формированию нормативной правовой базы, необходимой для функционирования системы персонального учета и обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан при сборе и использовании их персональных данных.

Положения Концепции не носят обязательного характера для создания, развития и обеспечения функционирования отдельных автоматизированных информационных систем учета населения, реализуемых в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

II. Предпосылки создания системы персонального учета населения Российской Федерации

Важным условием обеспечения социально-экономического развития и безопасности государства является наличие в органах государственной власти и органах местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации:

о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации;

об иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации.

Персональные данные указанных лиц необходимы органам государственной власти и органам местного самоуправления для обеспечения адресности и эффективности государственной социальной поддержки, собираемости налогов в бюджеты всех уровней и их рационального распределения, проведения основных структурных реформ, обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан.

В настоящее время учет населения Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе регистрации и постановки на учет населения в следующем порядке:

регистрация органами внутренних дел и органами местного самоуправления населения по месту жительства и пребывания;

постановка налоговыми органами налогоплательщиков на учет;

регистрация территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованных лиц в системе обязательного государственного пенсионного страхования;

регистрация органами Фонда социального страхования Российской Федерации населения, нуждающегося в социальной защите и состоящего на учете в органах занятости, а также населения, застрахованного в системе обязательного социального страхования, включая страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

регистрация территориальными фондами обязательного медицинского страхования населения в системе обязательного медицинского страхования;

воинский учет территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации призывных и мобилизационных людских ресурсов;

регистрация муниципальными образованиями, воинскими частями, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями избирателей.

В целях повышения эффективности сбора персональных данных и их использования созданы государственные, ведомственные и муниципальные автоматизированные информационные системы учета населения (далее - автоматизированные системы учета).

Действующая в настоящее время государственная система учета населения формировалась в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, а также нескоординированности и несогласованности создания автоматизированных систем учета между собой.  В связи с этим имеется ряд проблем:

неполный охват населения любой из существующих автоматизированных систем учета;

низкий уровень автоматизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих сбор и хранение персональных данных;

недоступность персональных данных, размещаемых в отдельных автоматизированных системах учета, для заинтересованных органов государственной власти на межведомственном уровне и, как следствие, дублирование бюджетных расходов по сбору уже имеющихся в других ведомствах и организациях персональных данных;

невозможность сопоставления и анализа персональных данных из различных автоматизированных систем учета для получения полной, достоверной и актуальной информации о населении;

сложность обеспечения оперативного обмена персональными данными между отдельными автоматизированными системами учета, имеющими различную структуру хранения персональных данных;

отсутствие единого механизма однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу в любой момент времени.

Исходя из изложенного представляется необходимым обеспечить единый порядок сбора и использования персональных данных, а также создать систему персонального учета на основе интеграции автоматизированных систем учета в рамках единого информационного пространства.

III. Цели создания системы персонального учета населения Российской Федерации

Система персонального учета создается в целях повышения эффективности:

защиты конституционных прав и свобод граждан;

реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования, планирования деятельности органов государственной власти и контроля ее результативности на основе анализа комплексной и обобщенной информации о составе населения;

выполнения органами государственной власти контрольно-надзорных, а также правоприменительных функций, включая предоставление услуг населению.

Достижение указанных целей возможно при осуществлении следующих мероприятий:

введение единого идентификатора персональных данных, обеспечивающего возможность однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу;

создание государственного регистра населения, содержащего актуальные первичные идентификационные данные граждан и соответствующие им идентификаторы персональных данных;

интеграция и обеспечение взаимодействия различных автоматизированных систем учета, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональных данных в электронном виде;

обеспечение доступа к персональным данным, размещаемым в автоматизированных системах учета, заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций на межведомственном уровне в соответствии с утверждаемыми регламентами;

разработка порядка предоставления информационных услуг населению.

При создании системы персонального учета необходимо учитывать опыт органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по созданию и объединению автоматизированных систем учета, созданию государственного регистра населения в отдельных регионах, а также использовать уже имеющуюся информационно-технологическую инфраструктуру, созданную в рамках реализации соответствующих проектов.

IV. Принципы создания и развития системы персонального учета населения Российской Федерации

Создание системы персонального учета осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

децентрализованный характер системы персонального учета;

использование существующих автоматизированных систем учета, создание и сопровождение которых обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями самостоятельно;

отсутствие необходимости в кардинальном изменении действующих процедур сбора и обработки персональных данных в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях в рамках выполнения закрепленных за ними функций;

доступ к персональным данным и работа с ними на основании существующих и разрабатываемых регламентов, утверждаемых в соответствии с федеральными законами;

учет и регистрация всех действий с персональными данными, производимых пользователями системы персонального учета;

организация взаимодействия и информационного обмена автоматизированных систем учета между собой в рамках системы персонального учета на основе общих методических и технологических принципов и стандартов;

использование гармонизированных классификаторов и справочников во всех автоматизированных системах учета;

обязательное использование идентификатора персональных данных в подключаемых к системе персонального учета автоматизированных системах учета;

создание механизмов обеспечения соответствия идентификаторов персональных данных внутрисистемным идентификаторам учета населения для созданных автоматизированных систем учета;

однократное присвоение идентификатора персональных данных при первичном вводе идентификационных данных в систему персонального учета при рождении ребенка, при обращении физического лица в органы власти, в случае получения российского гражданства иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

формирование идентификатора персональных данных в соответствии с определенным алгоритмом в виде алфавитно-цифровой последовательности фиксированной длины;

обеспечение поддержки непротиворечивости идентификаторов персональных данных и первичных идентификационных персональных данных в процессе взаимодействия автоматизированных систем учета между собой;

возможность подключения автоматизированных систем учета на основе единой процедуры;

обеспечение первоначального информационного наполнения и актуализации автоматизированных систем учета, подключаемых к системе персонального учета, ведомствами, в ведении которых находятся указанные системы;

развитие сервисов и информационного наполнения системы персонального учета, создание в ее рамках новых автоматизированных систем учета по результатам оценки затрат и возможного социально-экономического эффекта от их реализации;

создание системы персонального учета с учетом существующей информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих в рамках возложенных на них функций сбор и использование персональных данных;

защита персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями по обеспечению информационной безопасности;

хранение персональных данных в электронном виде в автоматизированных системах учета по месту их возникновения.

V. Структура и функции системы персонального учета населения Российской Федерации

Система персонального учета представляет собой территориально распределенную информационную систему, функционирующую на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающую взаимодействие автоматизированных систем учета органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в части сбора, хранения, передачи и использования персональных данных граждан.

Для обеспечения взаимодействия автоматизированных систем учета в рамках системы персонального учета, а также контроля обмена данными между ними создаются интеграционные компоненты системы персонального учета, которые настраиваются в каждом конкретном случае в зависимости от прогнозируемых объемов загрузки, требований по обеспечению производительности и информационной безопасности взаимодействия.

На федеральном и региональном уровнях создаются также репозитории, обеспечивающие авторизацию и маршрутизацию информационных запросов пользователей, гарантированную доставку персональных данных различных автоматизированных систем учета до пользователя, актуализацию содержащихся в них данных на основе утверждаемых регламентов взаимодействия.

Указанные репозитории включают:

государственный регистр населения, содержащий идентификаторы персональных данных и соответствующие им первичные идентификационные данные;

метабазу с размещенными в ней сведениями о наличии персональных данных в автоматизированных системах учета на всех уровнях, условиях и процедурах доступа к ним, способах и функциональных возможностях взаимодействия между собой;

систему исполнения запросов населения для получения персональных данных в рамках системы персонального учета в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми нормативными правовыми актами;

единую систему классификаторов и справочников.

Кроме того, в репозитории федерального уровня осуществляется хранение всех идентификаторов персональных данных с соответствующими им первичными идентификационными данными.