ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 23 мая 2005 года N 1585/40


О предоставлении информации по обоснованию расходов
ТФОМС на осуществление мероприятий по обеспечению граждан
необходимыми лекарственными средствами



Федеральный фонд обязательного медицинского страхования во исполнение пункта 2.2 протокола совещания у Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.03.2005 N МЗ-17 просит в срок до 27 мая 2005 года направить экономическое обоснование расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении мероприятий по организации обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами.

Территориальным фондам обязательного медицинского страхования необходимо обосновать расходы по основным направлениям:

1. Формирование соответствующих структурных подразделений в ТФОМС, укомплектование специалистами, осуществляющими организацию обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами, проведение  медико-экономической экспертизы (врачи-эксперты), информационно-технические мероприятия (программист, специалист по защите информации) и их обучение.

2. Расходы на оплату труда (включая начисления на оплату труда) работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

3. Расходы на осуществление информационно-технических мероприятий (приобретение вычислительной техники, программных продуктов, сетевого оборудования, каналов связи и др., включая обслуживание средств вычислительной техники, поддержку программного обеспечения).

Информационная система дополнительного лекарственного обеспечения (далее - ДЛО) должна обеспечивать автоматизацию внутренних и внешних процессов обработки информации участниками ДЛО на территориальном и федеральном уровнях.

Типовые требования к территориальной информационной системе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, утвержденные директором ФОМС от 20.05.2005 прилагаются.

4. Расходы на осуществление организационно-информационной поддержки системы обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами (тиражирование нормативно-методических документов, изготовление брошюр, памяток и др., их рассылка).

Также Федеральный фонд обязательного медицинского страхования просит направить сведения об обеспеченности лечебно-профилактических учреждений, участвующих в организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, вычислительной техникой и программным продуктом, позволяющим централизованно осуществлять выписку и учет рецептов.

Сведения необходимо направлять в отдел регулирования государственной поддержки по льготному лекарственному обеспечению Федерального фонда обязательного медицинского страхования на электронный адрес DIR_DLO@FFOMS.RU или по факсу 978-70-28.

Заместитель директора
Д.Н.Усенко

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
Ю.Е.Яковлев
20 мая 2005 года

     

ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
 к территориальной информационной системе дополнительного
лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан


Принятые сокращения

ОМС

-

обязательное медицинское страхование

ФОМС

-

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

ТФОМС

-

территориальный фонд обязательного медицинского страхования

ТОУЗ

-

территориальный орган управления здравоохранением

ПФР

-

Пенсионный фонд Российской Федерации

СНИЛС

-

страховой номер индивидуального лицевого счета

ФО

-

фармацевтическая организация оптовой торговли, заключившая договоры с производителями лекарственных средств, включенных в перечень лекарственных средств, утвержденный в установленном порядке для реализации Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

ЛПУ

-

лечебно-профилактическое учреждение

ДЛО

-

дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан  - обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг

ГСП

-

государственная социальная помощь

НСУ

-

набор социальных услуг

ЛС

-

лекарственные средства

ИС ДЛО

-

информационная система дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан

ЦОД

-

центр обработки данных ТФОМС

НСИ

-

нормативно-справочная информация

ПС, ПО

-

программные средства, программное обеспечение

БД

-

база данных

СУБД

-

система управления базами данных

     

1. Введение


В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, который ввел новую редакцию Федерального закона от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования возложены обязательства по гарантиям прав отдельных категорий граждан на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации на 2005 год. В аптечных учреждениях, участвующих в дополнительном лекарственном обеспечении граждан, должно быть гарантировано наличие лекарственных средств по утвержденному перечню для отпуска по рецептам гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. В соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 N 165-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" и с нормативными документами Правительства Российской Федерации, на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возлагается финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оказанию дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, учет и контроль рационального использования бюджетных средств. На территориальные фонды обязательного медицинского страхования возлагается исполнение этих задач на соответствующей территории субъекта Российской Федерации.

Организация системы предоставления дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, порядок взаимодействия и требования к обмену данными между участниками системы определяются нормативно-правовыми актами на уровне Правительства Российской Федерации, Минздравсоцразвития России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В основе организации системы дополнительного лекарственного обеспечения лежит персонифицированный учет граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. На базе его строится финансирование системы, учет выписки рецептов гражданам и расчеты с фармацевтическими организациями за отпущенные лекарственные средства по льготным рецептам. Все эти вопросы требуют соответствующего информационного обеспечения, как внутренних процессов каждого участника системы, так и процессов взаимодействия между участниками на основе единых подходов и унификации. Согласование и стыковка всех информационных массивов данных, формируемых и используемых большим количеством участников системы ДЛО, представляет собой сложную технологическую проблему. Поэтому функционирование системы дополнительного лекарственного обеспечения предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению каждого участника и требует эффективной организации и согласования процессов информационного обмена данными между ними.

Реализация требований нормативно-правовых документов по дополнительному лекарственному обеспечению и по использованию информационных технологий требует создания автоматизированной информационной системы на двух уровнях - федеральном и территориальном. К территориальному уровню относятся процессы информационного взаимодействия территориальных фондов обязательного медицинского страхования, лечебно-профилактических учреждений, аптечных учреждений (аптек, пунктов отпуска лекарственных средств) и фармацевтических организаций, участвующих в дополнительном лекарственном обеспечении на территории субъекта Российской Федерации, а также внешнее информационное взаимодействие территориальных фондов обязательного медицинского страхования с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными отделениями Пенсионного фонда России и органами управления здравоохранением. Территориальная информационная система дополнительного лекарственного обеспечения должна решать указанные вопросы.

Для обеспечения эффективного и оперативного информационного взаимодействия как внутри территориальной информационной системы между подсистемами участников, так и с внешними организациями, необходимо использовать корпоративную сеть передачи данных, построенную на открытых каналах и обеспечивающую гарантированный транспортный сервис передачи данных и почтовых сообщений с использованием системы электронной цифровой подписи.

2. Цель типовых требований к территориальной ИС ДЛО


На сегодня существует несколько информационно-программных решений для аптек, поликлиник и территориального фонда ОМС, обеспечивающих обмен по утвержденным форматам. Существуют также специализированные решения в отдельных территориях, в частности, которые ранее работали по региональным программам льготного лекарственного обеспечения. В большой степени программные средства для ДЛО не достаточно апробированы и находятся в стадии развития, много программных средств разрабатывается в настоящее время. Это многообразие программных средств разрабатывается на различных платформах, средствах разработки.

Требуется установить единые требования, которые обеспечат возможность интеграции различных информационных подсистем большого количества участников дополнительного лекарственного обеспечения, унификацию и стандартизацию процессов информационного взаимодействия и электронного документооборота, формирование единой среды для взаимодействия.

Сертификация на выполнение устанавливаемых ФОМС требований является обязательной для всех информационно-программных средств, применяемых в системе ОМС, и проводится в Системе добровольной сертификации программных средств, применяемых в ОМС (пункт 2 приказа ФОМС от 29.10.99 N 92).

Программные средства, удовлетворяющие типовым требованиям и прошедшие процедуру сертификации, смогут использоваться различными участниками ДЛО в разных территориях: их функциональные возможности будут достаточны для выполнения основных функций, а процессы информационного взаимодействия будут реализованы таким образом, чтобы они могли быть включены в любую территориальную информационную систему ДЛО, также удовлетворяющую типовым требованиям. Возможность выбора из нескольких программных средств для ДЛО позволит повысить качество используемых программ, тем более что некоторые из них могут быть более эффективны, например, в больших регионах, или в регионах, где используются сети передачи данных.

Универсальные программные средства ДЛО разрабатываются несколькими разработчиками. В силу самостоятельности участников ДЛО, заказ и финансирование поставок и внедрения готовых программных средств могут производиться разными заказчиками или комплексно для группы участников системы ДЛО на территории. Важным условием при этом является целевое использование средств, организация работ с проведением необходимых конкурсных процедур и сертификация соответствующих программных средств.

3. Основные проблемы ДЛО в настоящее время


Общие проблемы участников ДЛО:

- программы для автоматизации учета в ДЛО не интегрированы по всему набору необходимых функций и не отработаны на практике, обновление информации справочного характера и Федерального регистра затратное по времени (используются магнитные носители информации, доставка курьерами) и ресурсам, не достаточно оперативны и не успевают за изменениями и поэтому приводят к многочисленным нестыковкам в информации в последующем информационном обмене;

- организация информационного обмена на уровне транспортировки информации от отправителя к получателю между соответствующими прикладными программными средствами не автоматизирована и не использует современные возможности телекоммуникационной связи;

Проблемы в поликлиниках:

- не во всех территориях введены оптимальные организационные схемы оформления льготного рецепта, снижающие затраты врачей (например, не всегда в поликлинике организуется один центр выписки рецептов, где происходит проверка по Федеральному регистру, регистрация и печать рецепта);

- оперативная информация о потребности в лекарственных средствах на основе выписанных врачами рецептов не передается в фармацевтическую организацию и аптеки для оперативного управления наличием лекарств;

- поликлиники не получают информацию об отпущенных лекарствах и не могут проводить полный анализ лекарственного обеспечения.

Проблемы в аптеках:

- отсутствие гарантии, что рецепт выписан в поликлинике с проведением необходимых проверок на наличие гражданина в Федеральном регистре и на соответствие других сведений в рецепте актуальной НСИ приводит к необходимости повторного контроля всех параметров в аптеке при отпуске лекарства;

- отсутствие проверки рецептов по Федеральному регистру, справочнику поликлиник и врачей в момент отпуска лекарств гражданам из-за временных затрат и нехватки компьютерной техники приводит в последующем к отказам в оплате отпуска соответствующих лекарств ФО;

- не автоматизирована система оперативного заказа отсутствующих медикаментов по неотоваренному рецепту;

- существенные затраты времени на ввод рецептов в программе (фактически, повторный: первый раз - в поликлинике, второй раз - та же информация - в аптеке); оператор должен разбирать, как правило, рукописное заполнение рецепта врачом.

Проблемы взаимодействия ТФОМС и внешних организаций:

- отсутствие единого ответственного за ведение всей НСИ на федеральном уровне в виде электронных баз данных со всей историей внесенных изменений (например, лекарства и их цены с учетом, когда оно внесено или изменилась цена) приводит к самостоятельному формированию справочников ТФОМС и ФО и техническим нестыковкам двух версий справочников;

- некоторые граждане, имеющие право на набор социальных услуг, не учтены в Федеральном регистре, а также информация по вновь внесенным сведениям в Федеральный регистр передается в ТФОМС, а значит - поликлиник и аптек с существенным опозданием, с различной задержкой по разным гражданам;

- отсутствие постоянного идентификатора гражданина в данных, передаваемых ПФР по Федеральному регистру, затрудняет ведение регистра в ТФОМС с учетом истории изменения информации по каждому гражданину (СНИЛС может измениться);

- недостаточно оперативная передача новых сведений, внесенных в Федеральный регистр, по утвержденному регламенту (в течение 10 дней с момента внесения) приводит к случаям отсутствия сведений о гражданах в регистре при выписке рецепта и отпуске лекарств.

Проблемы расчетов за отпущенные лекарства между ТФОМС и ФО:

- большое количество неоплаченных случаев выдачи лекарств гражданам, имеющим право на ГСП, по причине несоответствия формальным требованиям медико-экономической экспертизы: отсутствие гражданина в Федеральном регистре, неправильного кода врача или других проблем оформления персонифицированных реестров отпущенных лекарственных средств;

- задержки в формировании счетов фарморганизациями;

- отсутствие функций учета расчетов с фарморганизациями;

- недостаточная регламентация взаимодействия ТФОМС и ФО при осуществлении расчетов за отпущенные ЛС и предоставлению персонифицированных реестров.

4. Приоритетные задачи информационного обеспечения ДЛО


Проблемы информационного обеспечения ДЛО требуют системного решения с точки зрения общего взгляда на подсистемы всех участников ДЛО и их взаимодействия. Приведем наиболее приоритетные задачи информационного обеспечения ДЛО:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»