Недействующий

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

КОНСТИТУЦИЯ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

(с изменениями на 23 января 1935 года)
____________________________________________________________________
Прекратила действие в связи с принятием
Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики 21 января 1937 года

____________________________________________________________________

    

Раздел первый

Общие положения

Глава первая

1. Настоящая Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплоатируемого народа, принятой III Всероссийским Съездом советов, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом советов, и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти (статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию).

2. Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строющееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

3. Носителем Верховной Власти в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике является Всероссийский Съезд Советов, а в период между Съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Согласно воле народов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принявших решение на X Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза Советских Социалистических Республик, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, входя в состав Союза Советских Социалистических Республик, передает Союзу полномочия, отнесенные, в соответствии со ст.1 Конституции Союза Советских Социалистических Республик, к ведению органов Союза Советских Социалистических Республик.

4. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами (статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию)

5. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянства все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

6. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянства все пригодные для устройства народных собраний помещения.

7. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и крестьянам содействие для их объединения и организации.

8. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить им полное, всестороннее и бесплатное образование.

9. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики.

10. В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать Революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных воинских обязанностей.

11. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все права, устанавливаемые Конституцией и законодательством Республики для граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, также и всем пребывающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики гражданам других союзных советских республик.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из солидарности трудящихся всех наций, предоставляет все политические права иностранцам, проживающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу, а равно к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, на основе постановлений верховных органов Союза Советских Социалистических Республик.

12. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность (статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию)

13. Признавая право всех наций на самоопределение вплоть до отделения, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из твердо выраженной воли трудящихся отдельных национальностей, населяющих Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, к оформлению своего государственного бытия в составе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединяется с этими национальностями путем образования в составе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики национальных автономных Советских Социалистических Республик и областей.

Исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика объявляет совершенно несовместимым о основными законами Республики какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия, а равно установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей и признает за всеми гражданами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики право и обеспечивает им полную возможность свободного пользования родным языком на съездах, в суде, школе, управлении и общественной жизни.

(Статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года. - См. предыдущую редакцию)     

14. Руководствуясь интересами трудящихся, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которыми они пользуются в ущерб интересам социалистической революции.

15. Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи являются социалистической государственной собственностью на основах, определяемых особыми законами Союза Советских Социалистических Республик и верховными органами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию).

Раздел второй

Глава вторая. О предметах ведения Всероссийского Съезда Советов
и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

16. Исключительному ведению Всероссийского Съезда Советов подлежит:

а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и окончательное утверждение частичных дополнений и изменений Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятых сессиями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов в период между Всероссийскими Съездами Советов;

б) окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций.

(Статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года. - См. предыдущую редакцию)

17. Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:

а) общее руководство всей политикой и народным хозяйством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

б) утверждение решений Съездов Советов отдельных национальностей о выделении их в автономные советские социалистические республики и области, установление границ автономных советских социалистических республик, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утверждение конституций их, утверждение дополнений и изменений этих конституций, а также разрешение споров между автономными советскими социалистическими республиками и между ними и другими частями Федерации (пункт в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию);

в) изменение границ Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, общее административное разделение территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и утверждение краевых и областных объединений (пункт в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию);

г) установление, в соответствии с законодательством Союза Советских Социалистических Республик, плана всего народного хозяйства и отдельных отраслей его на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

д) утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, как части единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик;

е) установление, в соответствии с Конституцией и законодательством Союза Советских Социалистических Республик, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, а также заключение внешних и внутренних займов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

ж) верховный контроль над государственными доходами и расходами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

з) утверждение кодексов законов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в соответствии с Конституций Союза Советских Социалистических Республик;

и) право амнистии, общей и частной, на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики;

к) отмена и изменение постановлений съездов советов автономных советских социалистических республик и автономных областей, а также других местных съездов советов, нарушающих настоящую Конституцию (Основной закон) или постановления верховных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (пункт в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию).

18. Сверх перечисленных вопросов, ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат и другие вопросы, в соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик.

19. В пределах, указанных в Основном Законе (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеют обязательную силу постановления верховных органов Союза Советских Социалистических Республик. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского Съезда Советов, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума и Совета Народных Комиссаров, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Раздел третий. ОБ УСТРОЙСТВЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Глава третья. О центральной власти

     

А. О Всероссийском Съезде Советов

20. Всероссийский Съезд советов составляется на основаниях, установленных ст.25 Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским Съездом советов, из представителей городских советов по расчету один делегат на 25000 избирателей и представителей от республиканских съездов советов автономных советских социалистических республик, от областных съездов советов автономных областей, от краевых и областных съездов советов по расчету один делегат на 125000 человек населения.

Делегаты на Всероссийский Съезд советов избираются на республиканских съездах советов автономных советских социалистических республик, на областных съездах советов автономных областей, на краевых и областных съездах советов.

(Статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 4 марта 1931 года. - См. предыдущую редакцию)

Примечание. Исключено постановлением Всероссийского Съезда Советов от 4 марта 1931 года. - См. предыдущую редакцию)

21. Всероссийский Съезд советов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в количестве членов, определяемом Всероссийским Съездом советов, а равно представителей от Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в Совет национальностей Центрального исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик (статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию).

22. Всероссийский Съезд советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов один раз в два года (статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию).

23. Чрезвычайный Всероссийский Съезд Советов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом как по собственному почину, так и по требованию советов и съездов советов местностей, насчитывающих не менее одной трети всего населения Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Б. О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов

24. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов в пределах, указанных в ст.ст.3, 17 и 18 настоящей Конституции, является верховным законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

25. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов издает кодексы, декреты и постановления в порядке собственной инициативы, а также рассматривает и утверждает законопроекты, внесенные Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Советом Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года - см. предыдущую редакцию).

26. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а равно бюджет Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

27. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов избирает из своего состава Председателя и Секретаря, а также Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов в количестве членов, определяемом Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

В период между сессиями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Российской Социалистической Федеративной Советской Республики является Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, ответственный перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

(Статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года. - См. предыдущую редакцию)

28. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов дает общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского Правительства и всех органов Советской власти Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединяет работу по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и наблюдает за проведением в жизнь Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, исполнением всех постановлений Всероссийских Съездов Советов и верховных органов Союза Советских Социалистических Республик.

29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов созывается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов на сессии.

Чрезвычайные сессии созываются по инициативе Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, по предложению Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, по требованию одной трети членов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, по требованию центральных исполнительных комитетов не менее шести автономных советских социалистических республик или по требованию краевых и областных исполнительных комитетов не менее шести краевых и областных объединений.

(Статья в редакции постановления Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 года. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»