Действующий

Рекомендации Базельского комитета "Знай своего клиента". Надлежащее отношение банков к клиентам (стандарты Базельского комитета банковского надзора)

3. Постоянный мониторинг счетов и операции

53. Постоянный мониторинг является важным аспектом эффективных процедур KYC. Банки могут осуществлять эффективный контроль и уменьшать риски только в том случае, если у них есть понимание нормальной разумной счетной деятельности их клиентов и, таким образом, возможность идентификации операций, которые выходят за рамки обычной схемы счетной деятельности. Без таких знаний существует большая вероятность того, что они не смогут исполнять свой долг - сообщать о подозрительных операциях соответствующим органам в случаях, если от них это требуется. Мониторинг должен быть чувствительным к рискам. Для всех счетов в банках должны действовать системы выявления необыкновенных или подозрительных схем деятельности. Этого можно достичь, установив границы для определенного класса или категории счетов. Особое внимание следует уделить операциям, которые выходят за установленные пределы. Определенные типы операций должны вызвать у банков подозрение, что клиент занимается необыкновенной или подозрительной деятельностью. Это могут быть операции, которые не имеют экономического или коммерческого значения, или такие, в которых фигурируют большие суммы наличных вкладов, которые не отвечают нормальным и ожидаемым операциям клиента. Очень большой оборот на счете, который не отвечает его сальдо, может указывать на то, что через этот счет отмываются средства. Примеры подозрительной деятельности могут быть очень полезными для банков, поэтому их следует включить в процедуры и/или инструкции юрисдикции по борьбе с отмыванием денег.

54. Более интенсивный мониторинг следует проводить по отношению к счетам повышенного риска. Каждый банк должен выработать основные индикаторы таких счетов, учитывая информацию о клиенте, такую как страна происхождения и источник средств, виды операций и прочие факторы риска. Для счетов повышенного риска:

- банкам следует убедиться, что они имеют адекватную систему, информирования руководства, чтобы обеспечивать менеджеров и соответствующих должностных лиц регулярной информацией, необходимой для идентификации, анализа и эффективного мониторинга счетов повышенного риска клиентов. Отчеты, которые могут понадобиться, включают отчеты о недостаточности документации об открытии счета, об операциях по счету клиента, которые являются необычными, а также совокупную информацию об отношениях, между клиентом и банком в целом;

- высшее руководство, которое отвечает за предоставление частных банковских услуг, должно быть осведомлено о личных обстоятельствах клиентов повышенного риска и быть осторожным относительно источников информации от третьих сторон. Большие операции таких клиентов должны быть проведены высшим руководителем;

- банкам следует проводить четкую политику и разработать внутренние инструкции, процедуры и директивы и оставаться в особенности внимательными к деловым контактам с PEP и физическими лицами высокого ранга или с лицами и компаниями, которые очевидно связаны с ними (родственные связи, деловые отношения). Поскольку не всех PEP можно идентифицировать с самого начала и поскольку имеющиеся клиенты могут со временем получить статус PEP, необходимо регулярно проводить проверки, по крайней мере важных клиентов.