Действующий

Рекомендации Базельского комитета "Знай своего клиента". Надлежащее отношение банков к клиентам (стандарты Базельского комитета банковского надзора)

Важнейшие критерии

1. Специалист по надзору определяет, имеют ли банки на местах адекватную политику, практику и процедуры, которые выдвигают высокие этические профессиональные стандарты и предотвращают возможность использования банка, намерено или неумышленно, криминальными элементами. Это включает предотвращение и выявление криминальной деятельности или мошенничества и информирование о такой подозрительной деятельности соответствующих органов власти.

2. Специалист по надзору определяет, имеют ли банки подтвержденную документами и соблюдаемую политику идентификации клиентов и тех, кто действует от их имени, которая является частью их программы предотвращения отмывания денег; есть ли четкие правила о том, какие документы об идентификации клиента и об отдельных операциях должны сохраняться, о периоде их хранения.

3. Специалист по надзору определяет, имеют ли банки официальные процедуры для распознавания потенциально подозрительных трансакций. Они могут включать дополнительное подтверждение относительно вкладов или выплат на большую сумму (или тому подобное) и специальные процедуры относительно необычных трансакций.

4. Специалист по надзору определяет, назначили ли банки должностное лицо старшего звена с четкой ответственностью за обеспечение того, что политика и процедуры банка, как минимум, отвечают требованиям, установленным местными уставными и регулятивными нормами борьбы с отмыванием денег.

5. Специалист по надзору определяет, имеют ли банки четкие процедуры, с которыми ознакомлен весь персонал, для того, чтобы работники могли сообщать о подозрительных трансакциях старшему должностному лицу, которое отвечает за соблюдение требований противодействия отмыванию денег.

6. Специалист по надзору определяет, установили ли банки коммуникационные линии с руководством и внутренней службой безопасности (охраной) для сообщения о проблемах.

7. Дополнительно к сообщению соответствующим органам уголовного преследования банки сообщают специалисту по надзору о подозрительной деятельности и случаях подделки материалов, которые угрожают безопасности, надежности или репутации банка.

8. Законы, нормативные акты и/или политика банков гарантируют, что сотрудник, который добросовестно информирует о подозрительных операциях предназначенное должностное лицо, внутренние органы безопасности или непосредственно соответствующие органы власти, не может нести ответственность.

9. Специалист по надзору периодически проверяет, являются ли контроль банков против отмывания денег и их системы предупреждения, идентификации и информирования о мошенничестве достаточными. Специалист по надзору наделяется соответствующими правами принуждения (нормативное и/или судебное преследование) для того, чтобы принять меры против банка, который не выполняет обязательства по борьбе с отмыванием денег.

10. Специалист по надзору может прямо или посредственно делиться с органами надзора за финансовым сектором как в стране, так и за ее пределами информацией, которая касается подозреваемой или действительной криминальной деятельности.

11. Специалист по надзору определяет, имеют ли банки положения относительно этического и профессионального поведения, с которыми ознакомлен весь персонал.