Недействующий

О внесении изменений в федеральные законы "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных ..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы
 "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных
фондах" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования"


Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" направлен на изменение порядка и сроков, связанных с реализацией застрахованными лицами права выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, и на переход в Пенсионный фонд Российской Федерации из негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, и основаны на анализе работы по рассылке застрахованным лицам информации о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов, а также по приему заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда.

Внесение изменений в названные федеральные законы позволяет обеспечить интересы застрахованных лиц по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации застрахованное лицо должно направить заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 октября. В свою очередь Пенсионный фонд Российской Федерации обязан направить застрахованным лицам информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета до 1 июля. Следовательно, право на выбор застрахованного лица фактически ограничено временным интервалом с 1 июля по 1 октября.

Как показывает практика, большая часть застрахованных лиц использует в этот период свое право на отпуск или выезжают на летний период за город. Кроме того, сотрудники федеральной почтовой службы, на которых приходится основная нагрузка по доставке застрахованным лицам извещений о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов, также в летний период находятся в отпусках, что может привести к возможным срывам сроков доставки извещений в отдельных регионах.

Законопроектом предлагается изменить срок информирования застрахованного лица о состоянии специальной части его индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования с 1 июля на 1 октября, а срок подачи застрахованным лицом заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) с 1 октября на 31 декабря.

Вносимые изменения позволяют предоставить застрахованным лицам к моменту подачи ими заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда необходимую и наиболее полную информацию, во многом определяющую его выбор, что, несомненно, позволит сделать более осознанный выбор и повысит активность участия населения в проводимой пенсионной реформе.

В частности застрахованное лицо будет иметь следующие сведения:

- перечень управляющих компаний - победителей конкурса, заключивших с Пенсионным фондом Российской Федерации в текущем году договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

- перечень управляющих компаний, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации прекращены (расторгнуты) договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений;

- об управляющих компаниях, заявивших об отказе от принятия средств пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, на очередной срок;

- о негосударственных пенсионных фондах, получивших в новом году лицензию на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию;

- о негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, лицензии которых на осуществление данной деятельности аннулированы;

- о негосударственных пенсионных фондах, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, заявивших о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию;

- отчеты о средствах пенсионных накоплений и результатах инвестирования за отчетный год;

- страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступившие от страхователей за отчетный год и чистый финансовый результат (доход) от их временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации, учтенные в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц;

- доходы и расходы управляющих компаний от инвестирования средств пенсионных накоплений и негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование;

- страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, поступившие от страхователей за отчетный год.

2. Практика рассылки застрахованным лицам бланков заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, показала, что из 40 млн. застрахованных лиц только 2% воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании). При этом, большинство граждан заполняли заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) непосредственно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации или в организациях, с которыми у Пенсионного фонда Российской Федерации заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей.

Расходы на изготовление и доставку извещений могут быть значительно сокращены за счет изготовления и рассылки застрахованным лицам только извещений о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов.

Законопроектом устанавливается, что форма заявления и инструкция по его заполнению доводятся до сведения застрахованных лиц в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Данным порядком предполагается установить обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечить наличие форм заявлений и инструкций по их заполнению в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также у организаций (органов), заключивших с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о взаимном удостоверении подписей.

3. Проектом федерального закона предусматривается предоставить Правительству Российской Федерации права определения порядка и сроков выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц сумм средств пенсионных накоплений, а также порядка осуществления таких выплат и расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих выплате.

Это обусловлено отсутствием в Федеральном законе "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" положений о порядке и сроках выплат средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованных лиц и положений, согласно которым должна определяться сумма средств пенсионных накоплений, подлежащая выплате правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" также не содержит таких норм.

4. Федеральными законами "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и "О негосударственных пенсионных фондах" предусмотрено, что застрахованное лицо может воспользоваться правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда не чаще одного раза в год. Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство содержит прямую норму, согласно которой застрахованное лицо может подать только одно заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда.

Поскольку указанные федеральные законы не содержат в своих нормах положений, которыми следует руководствоваться при принятии решений по заявлениям застрахованных лиц, в них вносятся дополнения в части определения действий Пенсионного фонда Российской Федерации в случае подачи застрахованным лицом более одного заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда.

Законопроектом предполагается урегулировать вопросы порядка рассмотрения Пенсионным фондом Российской Федерации заявлений застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда в случае подачи нескольких подобных заявлений.

5. Законопроект направлен также на упорядочение обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации, негосударственными пенсионными фондами и застрахованными лицами о заключении и прекращении договоров об обязательном пенсионном страховании, что, несомненно, повысит эффективность работы Пенсионного фонда Российской Федерации по рассмотрению заявлений застрахованных лиц о выборе негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, принятию решений о внесении (не внесении) изменений в единый реестр застрахованных лиц и уведомлению о принятом решении застрахованных лиц и негосударственных пенсионных фондов.

В Федеральном законе "О негосударственных пенсионных фондах" установлен неоправданно сложный механизм документооборота между Пенсионным фондом Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом, что требует его оптимизации, большей прозрачности и доступности для понимания застрахованными лицами, в связи с чем, в законопроекте унифицированы данные положения.