Действующий

Соглашение между сторонами Североатлантического договора о статусе их сил (войск) (рус., англ.)

Статья VII  

1. В соответствии с положениями настоящей статьи:

a) военные власти направляющего государства имеют право в полном объеме осуществлять на территории принимающего государства уголовную и дисциплинарную юрисдикцию, предоставленную им по законам направляющего государства, в отношении всех лиц, на которых распространяется действие военного права этого государства;

b) власти принимающего государства обладают юрисдикцией в отношении военнослужащих Сил или сотрудников гражданского компонента, а также их иждивенцев по делам о правонарушениях, совершенных в пределах территории принимающего государства и наказуемых по законам этого государства.

2.

a) Военные власти направляющего государства имеют право на осуществление исключительной юрисдикции в отношении лиц, на которых распространяется действие военного права этого государства, по делам о правонарушениях, в том числе затрагивающих его безопасность, наказуемых по законам направляющего государства, но не по законам принимающего государства.

b) Органы власти принимающего государства имеют право осуществлять исключительную юрисдикцию в отношении военнослужащих Сил и сотрудников гражданского компонента, а также их иждивенцев по делам о правонарушениях, в том числе затрагивающих безопасность этого государства, наказуемых по его законам, но не по законам направляющего государства.

c) Для целей данного пункта и пункта 3 настоящей статьи понятие правонарушение, затрагивающее государственную безопасность, включает:

i) государственную измену;

ii) диверсию, шпионаж или нарушение законодательства об охране государственной тайны данного государства или секретных сведений, касающихся его национальной обороны.

3. В случае, когда право на осуществление юрисдикции имеют оба государства, применяются следующие правила:

a) Военные власти направляющего государства имеют преимущественное право на осуществление юрисдикции над военнослужащим Сил или сотрудником гражданского компонента в отношении:

i) правонарушений, совершенных исключительно против собственности или безопасности этого государства либо против личности или собственности другого военнослужащего Сил или сотрудника гражданского компонента этого государства или иждивенца;

ii) правонарушений, совершение которых явилось следствием действия или бездействия при исполнении служебных обязанностей.

b) Применительно к любым другим правонарушениям преимущественное право на осуществление юрисдикции имеют власти принимающего государства.

c) Если государство, обладающее преимущественным правом, принимает решение не осуществлять юрисдикцию, оно в возможно краткие сроки уведомляет об этом власти другого государства. Власти государства, обладающего преимущественным правом, благожелательно рассматривают просьбу властей другого государства об отказе от его права на осуществление юрисдикции в тех случаях, когда это другое государство придает такому отказу особое значение.

4. Предшествующие положения настоящей статьи не подразумевают права военных властей направляющего государства осуществлять юрисдикцию над лицами, которые являются гражданами принимающего государства либо постоянно проживают в нем, если только они не являются военнослужащими направляющего государства.

5.

a) Власти принимающего и направляющего государств оказывают друг другу содействие в аресте военнослужащих Сил или сотрудников гражданского компонента или их иждивенцев на территории принимающего государства и в передаче их властям, которые должны осуществлять юрисдикцию в соответствии с вышеизложенными положениями.

b) Власти принимающего государства незамедлительно уведомляют военные власти направляющего государства об аресте любого военнослужащего Сил или сотрудника гражданского компонента или иждивенца.

с) Содержание под стражей обвиняемого военнослужащего Сил или сотрудника гражданского компонента, юрисдикцию над которым осуществляет принимающее государство, в том случае, если он находится во власти направляющего государства, осуществляется этим государством до предъявления обвинения принимающим государством.

6.

a) Власти принимающего и направляющего государств оказывают друг другу содействие в проведении всех необходимых следственных мероприятий для расследования правонарушений, а также в сборе и предъявлении доказательств, включая конфискацию и, в надлежащих случаях, передачу предметов, связанных с правонарушением. Однако передача таких предметов может производиться с условием их возвращения в сроки, определяемые передающим органом.

b) Власти Договаривающихся Сторон уведомляют друг друга о результатах производства по всем делам, в отношении которых оба государства имеют конкурирующую юрисдикцию.

7.

a) Смертный приговор не приводится в исполнение властями направляющего государства на территории принимающего государства, если законодательство принимающего государства не предусматривает такого наказания в аналогичных случаях.

b) Власти принимающего государства благожелательно рассматривают просьбу властей направляющего государства об оказании содействия в приведении в, исполнение приговора, предусматривающего лишение свободы и вынесенного властями направляющего государства, в соответствии с положениями настоящей статьи на территории принимающего государства.

8. В случае, если обвиняемый в соответствии с положениями настоящей статьи привлекался к суду властями одной Договаривающейся Стороны и был оправдан или осужден, отбывает или уже отбыл наказание, или был помилован, он не может еще раз привлекаться к суду за то же самое правонарушение на той же самой территории властями другой Договаривающейся Стороны. Однако ничто в настоящем пункте не препятствует привлечению к суду военными властями направляющего государства военнослужащего Сил за нарушение дисциплины, явившееся следствием действия или бездействия, составивших правонарушение, за которое он привлекался к суду властями другой Договаривающейся Стороны.

9. В каждом случае, когда в отношении военнослужащего Сил или сотрудника гражданского компонента или иждивенца под юрисдикцией принимающего государства осуществляется уголовное преследование, преследуемое лицо имеет право: