____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
программы совершенствования морской службы таможенных органов
и авиации Федеральной таможенной службы на 2005-2007 годы,
утвержденной настоящим документом.
____________________________________________________________________
Во исполнение решения коллегии ФТС России от 17 февраля 2005 года "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2004 году и задачах на 2005 год"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу совершенствования морской службы таможенных органов и авиации Федеральной таможенной службы на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Управлению организации силового обеспечения (Е.В.Жарков) совместно со структурными подразделениями ФТС России, региональными таможенными управлениями обеспечить:
а) организацию работы по безусловному выполнению Программы;
б) ежеквартальное представление руководству ФТС России отчетов о ходе и итогах выполнения Программы.
3. Заместителю руководителя ФТС России Н.А.Волобуеву осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.Жерихов
ПРОГРАММА
совершенствования морской службы таможенных органов
и авиации Федеральной таможенной службы на 2005-2007 годы
Программа совершенствования морской службы и авиации Федеральной таможенной службы на период 2005-2007 годы (далее - Программа) разработана для реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях повышения эффективности деятельности таможенных органов при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов. Программа разработана как дополнение Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации (ЦПРТС) на 2004-2008 годы, в которой не были предусмотрены мероприятия по совершенствованию морской службы и авиации таможенных органов на перспективу и может применяться при планировании деятельности таможенных органов в условиях реструктуризации федеральных органов исполнительной власти и постоянно меняющегося бюджетного финансирования.
Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации "Об авиации Государственного таможенного комитета Российской Федерации" и "Об утверждении порядка использования морских (речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля", нормативные правовые акты Минэкономразвития России и Федеральной таможенной службы.
Программа призвана обеспечить совершенствование таможенного контроля с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов Российской Федерации.
В целях оперативного реагирования на внезапно изменяющуюся обстановку в районах между действующими пунктами пропуска товаров и транспортных средств активно используются подразделения Службы силового обеспечения таможенных органов регионов, в том числе морские (речные) и воздушные суда, специальные отряды быстрого реагирования и подразделения таможенной охраны.
Нахождение морского (речного) или воздушного судна таможенного органа, выполняющего оперативно-служебные задачи вне пунктов пропуска, является сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей таможенного законодательства.
Практика применения морских (речных) и воздушных судов таможенных органов в рамках специальных операций, оперативно-разыскных и оперативно-поисковых мероприятий в составе мобильных отрядов силовых подразделений таможенных органов подтверждает необходимость не только их наличия, но и дальнейшего совершенствования тактики их использования.
Основные понятия, используемые в Программе:
- судно таможенного органа - морское (речное) или воздушное судно, которое имеет символику таможенных органов Российской Федерации: флаг, эмблему (и вымпел на морских и речных судах), указывающую на его принадлежность к таможенным органам Российской Федерации.
- экипаж судна таможенного органа - подразделение, состоящее из должностных лиц таможенного органа, соблюдающих служебную дисциплину и находящихся под командованием командира судна.
Каждый член экипажа имеет специальную подготовку и соответствующий занимаемой должности сертификат (диплом, квалификационное свидетельство), выдаваемый согласно установленному порядку, а также свидетельство, удостоверяющее его годность к службе на морских (речных) или воздушных судах по состоянию здоровья;
- досмотровая группа - специально уполномоченные должностные лица таможенного органа, непосредственно обеспечивающие соблюдение таможенного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль по исполнению которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;
- специальный отряд быстрого реагирования - силовое подразделение специального назначения, предназначенное для выполнения служебных и специальных задач по обеспечению деятельности должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного контроля, их охраны и личной безопасности;
- таможенная территория Российской Федерации - сухопутная территория Российской Федерации, ее внутренние морские воды и территориальное море, российская часть вод пограничных рек и озер, а также воздушное пространство над ними.
Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пределы таможенной территории Российской Федерации являются таможенной границей Российской Федерации;
- внутренние морские воды Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации;
- территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.
Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации;
- таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
- таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств - осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа;
- сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем таможенном транзите.
Цель Программы - реализация положений Таможенного кодекса Российской Федерации, оптимизация деятельности морской службы и авиации Федеральной таможенной службы в целях повышения эффективности таможенного контроля в пределах территориального моря, внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек и озер, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
- совершенствование существующей нормативно-правовой базы и разработка новых нормативных правовых документов по деятельности морской службы и авиации, экипажей морских (речных) и воздушных судов таможенных органов Российской Федерации;
- оптимизация организационно-штатной структуры морской службы и авиации, экипажей таможенных судов, укрепление их кадрового потенциала, социальной защищенности;
- оснащение (переоснащение) таможенных органов Российской Федерации современными морскими (речными) и воздушными судами;
- поддержание морских (речных) и воздушных судов таможенных органов в технически исправном состоянии (организация плановых ремонтов техники с выполнением работ по ее модернизации), развитие материально-технической и ремонтной базы, совершенствование инфраструктуры базирования судов;
- повышение эффективности таможенного контроля в территориальном море, во внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек и озер, а также на территории, прилегающей к таможенной границе Российской Федерации;
- совершенствование системы мер, направленных на противодействие контрабанде и иным преступлениям, административным правонарушениям в области таможенного дела вне пунктов пропуска.
Для достижения поставленной цели необходимо повысить эффективность применения морских (речных) и воздушных судов, связанной с наполнением доходной части федерального бюджета.
Основные показатели результатов деятельности таможенных органов с применением морских (речных) и воздушных судов указаны в таблице:
Задача, программа, | Единица | Отчетный период | Плановый период | ||||
показатели, мероприятия | измерения | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Задача. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных или нелегальных товаров (в т.ч. морских биоресурсов), которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику Российской Федерации. | |||||||
Социально-экономические результаты: | |||||||
- обеспечение экономической безопасности; | |||||||
- защита рынка, производителя и стимулирование развития экономики; | |||||||
- снижение уровня криминализации внешнеторговой деятельности. | |||||||
Программа. Обеспечение таможенного контроля в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации. | |||||||
Показатели конечного результата | |||||||
Задержано судов- | ед. | 70 | 79 | 107 | 110 | 135 | 146 |
Предотвращено незаконное перемещение товаров и материальных ценностей | млн.руб. | 59,789 | 64,51 | 26,98 | 40,5 | 73,3 | 90,1 |
Выявлено и пресечено нарушений таможенного законодательства | ед. | 118 | 175 | 70 | 100 | 180 | 219 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Увеличение потока транспортных средств в пунктах пропуска при выполнении таможенного контроля воздушными судами таможенных органов вне пунктов пропуска | процент (%) | 112 | 118 | 120 | 128 | 131 | 134 |
Мероприятия | |||||||
Совершенствование законодательной базы морской и авиационной деятельности, приведение ее в соответствие с требованиями Международных конвенций и договоров по вопросам мореплавания, морского законодательства и нормативных правовых документов государственной авиации Российской Федерации; | |||||||
Оптимизация организационно-штатной структуры морских и авиационных подразделений; | |||||||
Организация работы с кадрами, повышение уровня подготовки кадров; | |||||||
Строительство объектов таможенной инфраструктуры; | |||||||
Проведение среднего ремонта морских (речных) судов и капитально-восстановительного ремонта авиационной техники, закупленной в 1991-1994 годах; | |||||||
Доведение летно-технических характеристик воздушных судов, выпущенных в 1990-1995 годах, до уровня, соответствующего новым международным нормам; | |||||||
Внедрение системы обслуживания авиационной техники по техническому состоянию; | |||||||
Модернизация эксплуатируемых морских (речных) судов; | |||||||
Приобретение новых морских (речных) и воздушных судов; | |||||||
Централизованная закупка комплектующих агрегатов и оборудования, взамен выработавших назначенный ресурс. |
Таким образом, реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность деятельности таможенных органов при проведении таможенного контроля товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, а также на территории, прилегающей к таможенной границе, с использованием морских (речных) и воздушных судов, обеспечить соблюдение таможенного законодательства Российской Федерации, укрепить кадровый потенциал и повысить социальный статус должностных лиц морских (речных) и авиационных подразделений.
Показатели конечного результата подлежат уточнению при формировании федерального бюджета на содержание таможенных органов на очередной год в зависимости от ассигнований, выделяемых на реализацию Программы.
1. Обоснование применения и совершенствования морских и авиационных
подразделений таможенных органов для целей таможенного контроля