ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 24 января 2005 года N 52


Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля
крупногабаритных грузов и транспортных средств



В целях совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, организации эффективного противодействия незаконному перемещению оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, в соответствии с решением Научно-технического совета ФТС России (протокол N 17/2004 от 30.11.2004)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (далее - Концепция).

2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, применять положения Концепции при подготовке программ и планов - по созданию системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств и оснащению таможенных органов Российской Федерации инспекционно-досмотровыми комплексами, а также при разработке предложений по вопросам совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

3. Первому заместителю руководителя ФТС России В.А.Шамахову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.


Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы А.Е.Жерихов

     

Приложение
к приказу ФТС России
от 24 января 2005 года N 52

     
КОНЦЕПЦИЯ
создания системы таможенного контроля
 крупногабаритных грузов и транспортных средств

     

I. Общие положения

1.1. Целью настоящей Концепции создания системы таможенного контроля  крупногабаритных грузов и транспортных средств (далее - Концепция) является формирование основных принципов построения и структуры системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (далее - СТККГ и ТС).

1.2. Концепция определяет основные положения для планирования работ по созданию СТККГ и ТС и оснащению таможенных органов Российской Федерации инспекционно-досмотровыми комплексами* (далее - ИДК), объединенными в единую информационную систему таможенной службы, а также разработки предложений по вопросам совершенствования таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

________________

* Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство, использующее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения крупногабаритных грузов и транспортных средств в целях таможенного контроля.

1.3. Положения Концепции, касающиеся сроков создания системы и ее компонентов, разрабатываются и уточняются в программах и текущих планах работы ФТС России.

II. Объективные условия создания СТККГ и ТС

2.1. Состояние проблемы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Глобализация мировой экономики приводит к возрастанию товаропотока между государствами, а географическое положение Российской Федерации обуславливает прохождение через ее территорию кратчайших транспортных путей между Европой и Азией. Вместе с тем рост активности террористических организаций и транснациональных наркокартелей требует усиления контроля за перемещаемыми товарами и транспортными средствами через Государственную границу Российской Федерации.

Так, географическое положение приграничных территорий России, их близость к источникам культивирования и производства наркотиков, широкая сеть развитых международных транспортных магистралей, значительное число пунктов пропуска (в том числе оборудованных по упрощенной схеме), наличие которых обусловлено масштабами страны и темпами развития внешнеэкономической деятельности, продолжает способствовать активному использованию данной среды наркопреступностью для нелегального перемещения контрабанды наркотиков как в Россию, так и транзитом через ее территорию.

Принимая во внимание достаточно стабильные показатели за последние пять лет, отражающие общие объемы задержанной таможенными органами контрабанды наркотиков и интенсивность их поставок, можно полагать, что в ближайшие годы ситуация не претерпит серьезных изменений в сторону улучшения. Тем более, что в Афганистане, где возделывание опийного мака является чуть ли не отраслью сельского хозяйства, в 2003 году собран урожай опия, превышающий 3600 тонн, а в 2004 году собрано уже 4200 тонн, что достаточно для изготовления 420 тонн героина.

Таким образом, интенсивность попыток контрабанды героина останется на прежнем уровне, а наличие огромных запасов данного наркотика будет способствовать перемещению весьма крупных его партий. При этом российско-казахстанская граница, учитывая ее протяженность и слабую защищенность, является главным направлением, разрабатываемым международными преступными группировками, по использованию территории России для транзитных поставок героина в страны Европы и США.

Наибольшую трудность среди всех видов объектов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств - авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов, так как контроль связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ (2-3 часа на одно транспортное средство), наличия специально выделенных для этого площадок, что практически делает возможным только единичный выборочный досмотр этих объектов; основная их масса, особенно транзитные грузы, проходит таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого. Кроме того, по этим же причинам также выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться в качестве тайников для сокрытия предметов контрабанды.

В связи с особой опасностью использования указанных видов объектов таможенного контроля для целей организованной контрабанды мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, в последнее время стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальной техники. Наиболее эффективной техникой в настоящее время является ИДК.

ИДК позволяет за минимальное время (3-5 мин.) без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.

Опыт применения ИДК таможенными службами других стран подтверждает их высокую эффективность.

По информации Главного таможенного управления КНР введение ИДК в порту г.Далян позволило повысить собираемость таможенных платежей в таможне на 61,9%, выявить свыше 300 случаев контрабанды и недостоверного декларирования на сумму 18 млн.юаней (2,25 млн.долларов США). По состоянию на 01.02.2003 с помощью ИДК, развернутых по границам КНР, выявлено 56 крупных случаев контрабанды и недостоверного декларирования на сумму 230 млн.юаней (28,7 млн.долларов США), а один случай в таможне порта Циндао - на 500 млн.юаней (62,5 млн.долларов США).

В порту Гамбурга (Германия) с 1991 по 1999 год обнаружено и задержано 76499,8 кг различных видов наркотических веществ. Ориентировочная стоимость задержанных товаров с 1996 года по 1998 год составила 126,4 млн.долларов США.

2.2. Цели и основные направления создания СТККГ и ТС.

В настоящее время в соответствии с Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы проводится модернизация информационной системы таможенной службы Российской Федерации и техническое переоснащение таможенных органов.

Одним из мероприятий является создание СТККГ и ТС - организационно упорядоченной системы ИДК, размещенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска), включенных в общее информационное пространство ФТС России.

Целью создания СТККГ и ТС является достижение качественно нового уровня в работе таможенной службы по контролю и оформлению крупногабаритных грузов и транспортных средств, обеспечивающей выполнение следующих задач, стоящих перед таможенной службой:

а) всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей;

б) наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации;

в) уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны.

Основные направления создания СТККГ и ТС:

1) внедрение в деятельность таможенных органов новых технологий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления и таможенного контроля, повышение эффективности таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств, информационную поддержку деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;

2) организация таможенными органами эффективного противодействия международному терроризму, организованной преступности и незаконному перемещению через таможенную границу Российской Федерации оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, взрывных устройств;

3) создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы ИДК, организация эффективного ее применения;

4) включение ИДК в единое информационное поле таможенных органов, организация обмена информацией о контроле с помощью ИДК между таможенными органами, с внешними организациями, в том числе зарубежными;

5) развитие сотрудничества с зарубежными странами в области обмена информацией, получаемой с помощью досмотровых комплексов, решение вопросов их оптимального размещения и взаимного использования;

6) обеспечение необходимого уровня подготовки должностных лиц таможенной службы и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования ИДК.

2.3. Оценка транспортной сети и транспортных потоков через пункты пропуска.

Под воздействием общих позитивных процессов развития международных и субрегиональных торгово-экономических отношений ежегодно возрастает интенсивность транспортных потоков, к 2025 году транзитные перевозки через территорию России возрастут в 2,5-3 раза.

Транспортной стратегией Российской Федерации определено, что ключевую роль в ее реализации играет развитие транспортной инфраструктуры, где особое место занимает опорная транспортная сеть*.

________________

* Опорная транспортная сеть - совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи.


Для Азиатской части России стоят задачи формирования опорной транспортной сети: строительство и реконструкция меридиальных опорных автодорожных направлений, завершение создания автомагистрали до г.Владивостока, завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (Главсиб, БАМ, АЯМ), развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов, развитие Северного Морского пути, воздушного моста "Северная Америка - Азия", создание системы магистральных трубопроводов, дорог к ресурсам как элементов транспортных магистралей.

Для Европейской части России это означает комплексное развитие инфраструктуры всех видов транспорта: модернизация и строительство портовых комплексов на Балтике, Черном, Каспийском, Белом и Баренцевом морях и развитие железнодорожных и автомобильных подходов к ним, создание международных транспортных коридоров* (МТК). Особое значение имеет формирование и устойчивое функционирование транспортных связей Калининградской области.

________________

* Международные транспортные коридоры - совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством и, как правило, различных видов транспортных средств, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны, и имеющих вследствие этого, международное значение.


Система МТК формируется в соответствии с географией и структурой существующих и перспективных международных транспортных связей. В ее основу положены официально установленные на второй Общеевропейской конференции по транспорту международные транспортные (критские) коридоры (N 1, N 2, N 9).

Создание и обеспечение эффективной работы МТК будет идти по следующим важнейшим направлениям:

Европа - Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с использованием железнодорожных сетей европейской части России и Транссиба и выходам к портам Дальнего Востока (МТК N 9);

Северная Европа - Южная Азия, использующее железные дороги и внутренние водные пути, которые связывали бы балтийское побережье России с Каспийским морем, позволили использовать транспортные системы Ирана и Индии (МТК N 2);

- Северная Европа - АТР с опорой на Северный Морской Путь;

- Европа-Азия - Северная Америка (трансполярные авиатрассы).

Важнейшей составной частью опорной транспортной сети являются пункты пропуска (пограничные переходы).

Основными направлениями развития системы пунктов пропуска являются:

- определение оптимального количества и размещения пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта;

- доведение общего количества пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта до оптимального на основе международных договоренностей с сопредельными государствами;

- разработка единых транспортно-таможенных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения необходимых процедур при перемещении товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации.

В настоящее время на таможенной границе Российской Федерации, протяженностью свыше 62 тыс.км, функционируют 69 морских пунктов пропуска (МПП), 8 речных, 81 воздушный (ВПП), 183 автомобильных (АПП), 54 железнодорожных (ЖДПП), 9 смешанных (летом - речной, зимой - автомобильный). Всего 404 пункта пропуска.

По состоянию на ноябрь 2003 года из 183 установленных АПП 26 (или 14%) обустроены по постоянной схеме с полным комплексом объектов инфраструктуры для функционального обеспечения всех контрольных служб. Продолжается строительство еще 10 АПП, и к началу  2005 года обустроенность АПП будет доведена до 19%. По реконструкции  АПП (81% от общего числа) требуется принятие решения по их коренной реконструкции либо поэтапному закрытию. Для эффективного контроля соблюдения установленных правил перемещения через Государственную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств необходимо оснащение АПП современными техническими средствами таможенного контроля, в том числе ИДК.

В 2003 году через АПП в среднем перемещалось 5250 грузовых автотранспортных средств в сутки. Наибольший товаропоток в период 2001-2003 годов осуществлялся через АПП на российско-финляндском (Торфяновка, Брусничное, Светогорск), российско-китайском (Забайкальск, Пограничный), российско-казахстанском (Озинки, Исилькуль, Бугристое, Петухово), российско-украинском (Троебортное, Нехотеевка, Новые Юрковичи, Погар), российско-латвийском (Убылинка), российско-литовском (Чернышевское, Советск), российско-польском (Багратионовск) и российско-азербайджанском (Яраг-Казмаляр) участках Государственной границы Российской Федерации.

По сравнению с 1990 годом объем перевозок внешнеторговых грузов автотранспортом возрос почти в 12 раз и составил 22 млн.тонн. В Российской Федерации действует 44 морских порта, через которые в 2003 году перемещено свыше 326 млн.тонн товаров. Основными являются порты: Санкт-Петербург, Приморск, Мурманск, Архангельск, Калининград (Северо-Западный бассейн), Новороссийск, Туапсе, Астрахань (Южный бассейн), Восточный, Владивосток, Ванино, Находка (Дальневосточный бассейн). Мощности портовой инфраструктуры к 2025 году должны обеспечивать до 85 % внешнеторговых операций России (в 2003 - 75%, в 1996 - 62%).

Основными направлениями в развитии инфраструктуры морского транспорта являются наращивание мощностей для обеспечения экспорта наливных грузов, угля, удобрений, а также для переработки контейнеров, строительство ИДК для таможенного контроля крупногабаритных грузов.

На железнодорожном транспорте наибольший товаропоток в период 2001-2003 годов осуществлялся через многосторонние ЖДПП на российско-финляндском (Лужайка), российско-эстонском (Ивангород, Печоры Псковские), российско-китайском (Забайкальск, Пограничный), российско-казахстанском (Иртышское, Исилькуль, Аксарайский, Карталы, Петухово, Озинки, Илецк-1, Кулунда), российско-украинском (Долбино, Разъезд Выстрел, Гуково, Успенская), российско-латвийском (Посинь), российско-литовском (Нестеров), российско-польском (Мамоново) участках Государственной границы Российской Федерации.

Одними из основных направлений в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта должны стать реконструкция и развитие пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов международного сообщения и создание условий для проведения пограничного и таможенного досмотра, усиление железнодорожных подходов к существующим и строящимся морским портам.

На воздушном транспорте наибольший товаропоток в период 2001-2003 годов осуществлялся через следующие ВПП: Домодедово (Москва), Шереметьево (Москва), Внуково (Москва), Толмачево (Новосибирск), Хабаровск, Пулково (Санкт-Петербург), Братск, Улан-Удэ, Челябинск, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Казань. За период с 1995 по 2002 год объемы перевозки грузов воздушным транспортом выросли на 50%.

2.4. Особенности крупногабаритных грузов, перевозимых автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом, как объектов таможенного контроля.

Реализация задачи таможенного контроля крупногабаритных объектов осложнена самим характером и особенностями этого вида объектов таможенного контроля, условиями перемещения их через Государственную границу Российской Федерации и зачастую полной зависимостью их перемещения от заранее установленного транспортными организациями порядка следования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»