Недействующий

О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального конституционного закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный
конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Данное конституционное требование в равной степени относится также и к законам, принимаемым на референдуме Российской Федерации. Вместе с тем, в Федеральном конституционном законе (далее - ФКЗ) "О референдуме Российской Федерации" проблеме соответствия Конституции Российской Федерации вопросов, выносимых на референдум, уделяется явно недостаточно внимания. В статье 12 рассматриваемого ФКЗ содержатся положения в соответствии с которыми Президент Российской Федерации направляет документы, касающиеся референдума в Конституционный Суд Российской Федерации, который в течение месяца должен изучить материалы, принять по ним решение и вернуть Президенту Российской Федерации.

Представляется, что положения данной статьи не содержат всего необходимого регулирования. Так,

1) Неясно содержание запроса Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации (в ФКЗ дословно: "соответствующим запросом");

2) Совершенно недостаточно регулирование процедуры обращения с запросом и последующего его рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. Недостаточен также установленный Законом месячный срок для рассмотрения вопроса и принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации. Между тем ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" отводит несколько месяцев на процедуру внесения, рассмотрения и принятия окончательного решения по запросам. Например, статья 41 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает только для предварительного изучения обращения срок до двух месяцев, при этом предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации является обязательной стадией;

3) Неясно по каким вопросам референдума (по законопроектам, действующим законам, принятии новой Конституции Российской Федерации, другим вопросам государственного значения) осуществляется проверка Конституционным Судом Российской Федерации и каковы пределы проверки (см. ст. 86 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации");

4) Неясно, что необходимо предпринимать участникам организации и проведения процедуры референдума в случае признания, например, Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными только части законопроекта (действующего закона), выносимых на референдум.

В этой связи представляется необходимым внести дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", касающиеся процедуры организации проверки конституционности вопросов, выносимых на референдум.

В связи с принятием данного закона потребуется внести дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», касающиеся процедуры рассмотрения им дел о соответствии Конституции Российской Федерации действующих законов (законопроектов) и других вопросов государственного значения, выносимых на референдум Российской Федерации.

Решение данного вопроса находится в исключительном ведении Российской Федерации, поскольку вытекает их положений статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Текст документа сверен по:

рассылка