Недействующий

О Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы (утратил силу на основании приказа ФТС России от 31.08.2006 N 817)

IV. Основные направления деятельности таможенных органов

Комплексные меры


Обеспечение выгодной интеграции России в международное экономическое пространство, достижение сбалансированного роста российской экономики требуют поиска новых подходов к исполнению возложенных на таможенную службу функций.

Расширение взаимодействия таможенных органов с деловыми кругами посредством активизации механизма Консультативного совета по таможенной политике ФТС России, совершенствование порядка информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела будет способствовать развитию партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, формированию нормального делового климата в России.

Получит дальнейшее развитие информационно-разъяснительная работа в таможенном деле с привлечением российских и иностранных средств массовой информации, информационное обеспечение органов государственной власти, организаций и граждан.

Важнейшим фактором создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности является отказ от избыточного таможенного администрирования.

Оптимизация выполнения таможенных процедур позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Для достижения положительных результатов в этом направлении предусматривается выполнение следующих комплексных мер:

- внедрение системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля (концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации);

- развитие системы сопоставительного анализа данных статистики внешней торговли России и стран - торговых партнеров в плане расширения круга стран, вовлеченных в систему анализа, в целях выявления случаев недостоверного декларирования товаров;

- разработка и внедрение автоматизированной торговой модели вероятностной оценки и прогнозирования рисков недостоверного декларирования товаров;

- внедрение информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе декларирования товаров в электронной форме;

- осуществление работ по минимизации таможенных формальностей в приграничных таможенных органах;

- осуществление мероприятий по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров;

- разработка и применение системы учета и контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, интегрированной с информационными ресурсами правоохранительных и контролирующих органов;

- расширение перечня таможенных органов, уполномоченных производить таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых с применением карнета АТА;

- проектирование, разработка и поэтапное внедрение новой компьютеризированной системы контроля за таможенным транзитом товаров на основе использования современных информационных технологий;

- разработка гармонизированного с Европейским союзом единого транзитного документа, в том числе в электронном виде;

- осуществление работ по обеспечению беспрепятственного перемещения товаров между Калининградской областью и остальной частью России транзитом через территорию Литвы. Совершенствование автоматизированной системы "Калининградский транзит".

Процесс рационального вхождения России в мировую экономику, повышения конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках, защиты отечественных производителей требует дальнейшего совершенствования таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенный тариф должен стать интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции.

Для реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенные органы в части своей компетенции будут осуществлять следующие комплексные меры:

- ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) России, ТН ВЭД СНГ и ТН ВЭД ЕврАзЭС (приведение в соответствие четвертому изданию Гармонизированной системы);

- совершенствование процедуры принятия таможенными органами предварительных решений о классификации и стране происхождения товаров;

- совершенствование контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе с назначением экспертизы;

- обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Таможенный контроль в отношении товаров, которые в силу своих свойств могут быть использованы при создании оружия массового поражения и средств его доставки, остается наиболее действенным инструментом сдерживания их нелегального трансграничного оборота, непосредственно влияет на обеспечение национальной безопасности страны и соблюдение ее международных обязательств. В условиях эскалации международного терроризма данное обстоятельство обуславливает необходимость повышения эффективности экспортного контроля посредством создания механизмов, позволяющих минимизировать риск нарушения законодательства Российской Федерации в части несанкционированного вывоза товаров и технологий двойного назначения.

Кроме того, обеспечению экономической, социальной, экологической, технологической безопасности будет способствовать повышение эффективности таможенного контроля товаров и транспортных средств посредством развития экспертно-криминалистической службы, совершенствования ее методической и материально-технической базы, внедрения новых экспертно-исследовательских технологий, а также развития кинологической службы, использования морских (речных) и воздушных судов таможенных органов. Будет подготовлена программа развития кинологической службы таможенных органов, и выполняться программа совершенствования морской службы таможенных органов и авиации Федеральной таможенной службы на 2005-2007 годы.

Совершенствование организации и проведения валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, таможенного контроля за перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней с участием контролеров Минфина России позволит осуществлять надлежащий контроль за поступлением выручки по экспортным операциям и обоснованностью платежей по импортным, связанным с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, а также снизить риск валютных правонарушений по сделкам, на которые не распространяется действие технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок.

Либерализация валютного законодательства Российской Федерации и изменение законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых бартерных сделок предполагают дальнейшую адаптацию к законодательным изменениям технологий валютного контроля с использованием системы управления рисками, электронного документооборота и других прогрессивных технологий.

Повышение эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и, в первую очередь, таможенных ревизий будет осуществляться путем максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль, использования информации, полученной как от подразделений таможенных органов, так и от контролирующих (в первую очередь, налоговых) и правоохранительных органов.

Своевременное и полное наполнение доходной части бюджета Российской Федерации в немалой степени зависит от внедрения оптимальных технологий уплаты и контроля таможенных платежей, с учетом дифференцированного подхода к участникам внешнеэкономической деятельности, поиска новых и совершенствование существующих форм и технологий контроля таможенной стоимости.