РОССИЙСКИЙ СОЮЗ РЕКТОРОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2004 года N 1
О стратегии развития образования и науки в свете основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации
Заслушав и обсудив доклады и выступления по вопросу о стратегии развития образования и науки в свете основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, Совет Российского союза ректоров отмечает, что формирование научно ориентированной модели национальной экономики - экономики, основанной на знаниях, - является приоритетной государственной задачей на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Принципиально важным фактором формирования стратегии развития образования и науки становится их нормативное правовое обеспечение в части закрепления полномочий федеральных, региональных и муниципальных уровней образования. В этой связи особое значение приобретает разработка проектов концепций участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки.
Наиболее активное участие, учитывая профиль деятельности, Российской союз ректоров принял в обсуждении и доработке проекта Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования (далее - Концепция).
В соответствии с решением правления Российского союза ректоров от 23.09.2004 N 1 для подготовки согласованной редакции Концепции была сформирована совместная рабочая группа Российского союза ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации с участием представителей Российской академии наук, Федерального Собрания Российской Федерации и научно-педагогической общественности.
В ходе ее деятельности был проведен анализ и систематизированы замечания и предложения, поступившие от членов Российского союза ректоров (РСР). Существенная часть предложений концептуального характера была учтена в согласованной редакции Концепции.
В результате из текста проекта Концепции были исключены дискуссионные положения, определяющие конкретное число ведущих образовательных организаций, имеющих приоритетное право на государственное управление, положения о переходе на двухуровневую систему высшего образования; конкретизирован предмет регулирования Концепции - управление имущественными комплексами образовательных организаций. Подчеркнута необходимость участия институтов гражданского общества в обсуждении и принятии решений о целесообразности участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Российский союз ректоров (РСР) придает особое значение сохранению государственного статуса собственности, находящейся в оперативном управлении высших учебных заведений, как важнейшего инструмента воздействия государства на систему высшего образования, а также фактора, обеспечивающего стабильное и сбалансированное развитие данной системы.
РСР рассматривает работу над Концепцией как этап подготовки более широкого нормативного правового документа, охватывающего весь спектр основных вопросов, стоящих перед системой отечественного образования, - Стратегии Российской Федерации в области развития образования до 2010 года (далее - Стратегия).
Стратегия должна предусматривать мероприятия по адаптации системы отечественного образования к существующим социально-экономическим условиям в целях эффективной реализации национальной задачи - содействия формированию научно ориентированной модели экономики как одного из важнейших условий обеспечения качественного экономического роста, конкурентоспособности российской продукции и услуг и, в конечном итоге, - решению национальной задачи удвоения валового внутреннего продукта в десятилетней перспективе.
При этом Стратегия должна быть ориентирована на решение следующих ключевых вопросов обеспечения устойчивого и сбалансированного развития российского образования:
- разработка финансово-экономических механизмов, стимулирующих развитие образовательных учреждений (налоговые преференции образовательным организациям и учреждениям, а также предприятиям, направляющим инвестиции в систему образования);
- повышение социального статуса работников образования (включая повышение заработной платы, ее индексацию, а также усиление социальной защиты);
- обеспечение системной интеграции среднего и высшего образования путем создания объективных и научно обоснованных критериев оценки знаний выпускников средних школ (критерии должны учитывать специфические особенности различных высших учебных заведений; исходя из этого условия приема должны быть многовариантны, в том числе основываться на результатах специализированных олимпиад и конкурсов, а также посредством использования структурированной базы данных школьников старших классов - потенциальных абитуриентов);
- обеспечение оптимальной структуры высшего профессионального образования в части законодательного определения статуса бакалавра и магистра;
- сохранение трехуровневой структуры высшего образования для инженерных, медицинских и других специальностей, а также делегирования ученым советам высших учебных заведений приоритетного права в принятии решений по вопросам определения структуры профессионального образования конкретных вузов;
- разработка эффективных механизмов управления и создания системы мониторинга образовательных организаций субъектов и муниципальных образований Российской Федерации;
- четкое разграничение полномочий (с учетом политики в области субвенций из федерального бюджета) в финансировании системы образования между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований;
- обеспечение защищенности расходных статей федерального бюджета на образование и индексации размеров их финансирования в соответствии с темпами роста инфляции;
- учет отраслевой специфики при принятии решений о переподчинении образовательных организаций в пределах системы государственного управления;
- обеспечение соответствия положений Стратегии действующей нормативной правовой базе (федеральному законодательству в сфере образования; Гражданскому, Налоговому, Трудовому и Бюджетному кодексам РФ; Национальной доктрине образования в Российской Федерации).
На основании вышеизложенного Совет Российского союза ректоров
постановляет.
1. Считать, что совместная рабочая группа Российского союза ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации с участием представителей Российской академии наук, Федерального Собрания Российской Федерации и научно-педагогической общественности провела эффективный анализ и систематизацию поступивших от членов Российского союза ректоров замечаний и предложений к проекту Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, и активно участвовала в подготовке согласованной редакции проекта Концепции.
2. Согласованная редакция проекта Концепции участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, может являться одним из важнейших оснований для разработки проекта Стратегии Российской Федерации в области развития образования до 2010 года.
3. Предложить советам ректоров вузов обсудить проект Стратегии Российской Федерации в области развития образования до 2010 года и представить предложения в аппарат Российского союза ректоров в месячный срок.
4. Совместной рабочей группе Российского союза ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации с участием представителей Российской академии наук, Федерального Собрания Российской Федерации и научно-педагогической общественности проанализировать и обобщить поступившие предложения к проекту Стратегии Российской Федерации в области развития образования до 2010 года и учесть их при подготовке окончательной редакции Стратегии.
5. Направить настоящее постановление членам Российского союза ректоров, в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, Правительство Российской Федерации, Государственную думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российскую академию наук.
Президент Российского союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
академик РАН
В.А.Садовничий
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 1, 2005 год