Действующий

Правила перевозки грузов в международном прямом железнодорожно-паромном сообщении через порты Кавказ (Россия) и Крым (Украина)

§ 17. Пределы ответственности

1. Участники перевозки несут ответственность за просрочку в доставке груза и за ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам за время с момента приема груза к перевозке до выдачи его на станции назначения.

2. Участники перевозки несут ответственность за последствия утраты по их вине сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной и перечисленных в ней, а также за последствия невыполнения по их вине заявлений об изменении договора перевозки согласно § 12 настоящих Правил, если утрата или невыполнение произошли по вине железной дороги или судовладельца.

3. Участники перевозки при любой степени их ответственности не должны возмещать причиненный ущерб в сумме большей, чем действительная стоимость груза.

4. Участники перевозки освобождаются от ответственности, если они докажут, что полная или частичная утрата, уменьшение массы, повреждение, порча или снижение качества груза, принятого к перевозке, произошли:

4.1. Вследствие обстоятельств, которые они не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело.

4.2. Вследствие ненадлежащего качества груза при приеме его к перевозке в пунктах отправления или вследствие особых естественных свойств груза, вызвавших его самовозгорание, поломку, ржавчину, внутреннюю порчу или тому подобные последствия.

4.3. По вине отправителя или получателя или вследствие их требований, в силу которых нельзя возложить вину на участников перевозки.

4.4. По причинам, связанным с погрузкой или выгрузкой груза, если погрузка или выгрузка производилась средствами отправителя или получателя. Факт погрузки груза отправителем устанавливается на основании записи, сделанной им в накладной в графе "Погружено" в соответствии с § 4 статьи 9 СМГС. Если в этой графе отсутствуют сведения о том, кем погружен груз, то считается, что погрузка производилась отправителем.

4.5. Вследствие перевозки на открытом подвижном составе грузов, допускаемых по правилам дороги отправления к такой перевозке.

4.6. Вследствие того, что проводник отправителя или получателя, сопровождающий груз, не принял необходимых мер для обеспечения сохранности груза.

4.7. Вследствие таких недостатков тары или упаковки, которые не были замечены путем наружного осмотра при приеме груза к перевозке, из-за чего не была обеспечена сохранность груза.

4.8. Вследствие сдачи отправителем к перевозке запрещенных предметов под неправильным, неточным или неполным наименованием.

4.9. Вследствие того, что отправитель сдал к перевозке грузы в соответствии с § 4 настоящих Правил под неправильным, неточным или неполным наименованием или при несоблюдении условий, предусмотренных этим параграфом.

4.10. Вследствие естественной убыли массы груза в пределах норм, указанных в § 1 статьи 24 СМГС, а также по причине его особых естественных свойств, если эта убыль превышает эти нормы.

4.11. Вследствие того, что отправитель произвел погрузку груза своими средствами в непригодный для перевозки данного груза вагон, контейнер в нарушение § 4 статьи 9 или § 11 приложения 8 СМГС.

4.12. Вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения таможенных или других административных правил отправителем, получателем или уполномоченным лицом.

5. Доказательство того, что полная или частичная утрата, недостача массы груза, повреждение, порча или снижение качества его произошли вследствие обстоятельств, изложенных в пунктах 4.1 и 4.3 настоящего параграфа Правил, возлагается на участников перевозки.

6. Если по обстоятельствам дела окажется, что полная или частичная утрата, недостача массы, повреждение, порча или снижение качества груза могли произойти вследствие обстоятельств, изложенных в пунктах 4.2, 4.4-4.11 настоящего параграфа Правил, то считается, что ущерб произошел по этим причинам, если отправитель или получатель не докажут иного.

7. Внесенные отправителем в накладную сведения о массе груза и количестве грузовых мест только тогда могут служить доказательством против железной дороги, когда определение массы груза и количества мест было произведено железной дорогой и удостоверено ею в накладной.

8. Участники перевозки, кроме того, освобождаются от ответственности:

8.1. За полную или частичную утрату груза, за недостачу массы и количества мест груза, если груз был выдан получателю при полном количестве мест, исправной таре или обвязке и при отсутствии внешних признаков доступа к грузу, которые могли бы явиться причиной недостачи массы груза.

8.2. За недостачу массы и количества мест груза, если груз, погруженный отправителем в вагон (контейнер), в котором перевозился груз, был выдан получателю за исправными пломбами или ЗПУ отправителя, а также за исправными пломбами или ЗПУ судовладельца, припортовой станции или таможенных органов, наложенными в случаях, предусмотренных разделом 10 настоящих Правил.

8.3. За полную или частичную утрату съемных и запасных частей, находящихся в запломбированных автомобилях, тракторах и других самоходных машинах, если эти автомобили, тракторы и другие самоходные машины были выданы за исправными пломбами или ЗПУ отправителя, а также за исправными пломбами или ЗПУ судовладельца, припортовой станции или таможенных органов, наложенными в случаях, предусмотренных разделом 10 настоящих Правил, без повреждения и без внешних признаков доступа, которые могли бы явиться причиной полной или частичной утраты съемных частей. К пломбам или ЗПУ отправителя или станции отправления приравниваются исправные пломбы или ЗПУ таможенных органов и пломбы или ЗПУ любого участника перевозки, наложенные в соответствии с положениями § 8 ст.9 СМГС и разделом 10 настоящих Правил после пограничного, таможенного досмотра, а также ветеринарных, фитосанитарных и других проверок.

9. Если полная или частичная утрата, порча или повреждение груза произошли на морском участке пути или в морском порту, судовладельцы несут ответственность согласно настоящим Правилам.

Ограничение ответственности судовладельца не применяется в случае, предусмотренном в п.1.3 § 24 настоящих Правил.

10. Железные дороги и судовладелец освобождаются от ответственности за невыполнение срока доставки груза в следующих случаях:

10.1. При заносах, наводнениях, обвалах и других стихийных явлениях на срок до 15 дней - по сообщению компетентного органа железных дорог соответствующей страны.

10.2. При наличии других обстоятельств, вызвавших приостановку или ограничение движения - по распоряжению компетентных органов соответствующей страны.