ПРИКАЗ
от 25 октября 2004 года N 196
Об утверждении Положения об Управлении валютного контроля
В целях совершенствования организации валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, и в соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429,
приказываю:
1. Утвердить Положение об Управлении валютного контроля ФТС России (приложение).
2. Считать утратившими силу приказы ГТК России от 26.01.2000 N 61 "Об утверждении Положения об Управлении валютного контроля", от 16.01.2001 N 35 "О внесении изменений в Положение об Управлении валютного контроля ГТК России", от 21.03.2002 N 262 "О внесении дополнений в Положение об Управлении валютного контроля", а также от 07.10.2002 N 1064 "О внесении изменений в приказ ГТК России от 26.01.2000 N 61".
3. Заместителю руководителя ФТС России Л.А.Лозбенко осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Руководитель службы
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.Жерихов
ПОЛОЖЕНИЕ
об Управлении валютного контроля
1. Управление валютного контроля (далее - Управление) является структурным подразделением ФТС России.
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, правовыми актами ФТС России, а также настоящим Положением.
3. Управление решает возложенные на него задачи непосредственно, через подразделения таможенных органов, в компетенцию которых входит осуществление валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС России, а также другими таможенными органами, органами и агентами валютного контроля, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Структура и штатное расписание Управления утверждаются приказом ФТС России.
5. Руководство деятельностью Управления осуществляет его начальник. Начальник Управления подчиняется руководителю ФТС России и его заместителю, курирующему данное направление.
6. Начальник Управления имеет заместителей. Начальник Управления и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности в соответствии с приказом ФТС России. В отсутствие начальника Управления общее руководство Управлением осуществляет один из его заместителей.
7. Структурные подразделения Управления осуществляют свою деятельность на основе соответствующих положений и планов работы Управления, утверждаемых начальником Управления. Руководство отделами Управления осуществляют начальники отделов.
8. Функциональные обязанности должностных лиц Управления, за исключением начальника Управления и заместителей начальника Управления, устанавливаются должностными инструкциями, утверждаемыми начальником Управления.
9. Функциональные обязанности начальника Управления и его заместителей устанавливаются должностными инструкциями, утверждаемыми заместителем руководителя ФТС России, курирующим данное направление.
10. Для замещения должностей Управления предъявляются следующие квалификационные требования:
- должности начальника Управления и заместителей начальника Управления - наличие высшего образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего;
- должности начальника, заместителя начальника отдела Управления - наличие высшего образования, стажа службы (работы) не менее трех лет в таможенных или других правоохранительных органах, в качестве военнослужащего, в должности государственного служащего;
- должности главного государственного таможенного инспектора Управления - наличие высшего образования, стажа работы не менее трех лет;
- должности старшего государственного таможенного инспектора Управления - наличие высшего образования.
11. Создание, реорганизация и ликвидация Управления осуществляются в соответствии с приказом ФТС России.
12. Организация валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, осуществляемых таможенными органами.
13. Участие в совершенствовании правовой базы, разработке и развитии технологий валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
14. Организация и координация деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также общее методическое руководство и контроль их деятельности в данной области.
15. Разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, осуществляемых таможенными органами.
16. Подготовка и представление руководству ФТС России справочных и аналитических материалов о состоянии, результатах и направлениях развития в Российской Федерации валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
17. Организация и осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
18. Определение в пределах своей компетенции форм и методов контроля таможенными органами валютных операций, а также перемещения физическими и юридическими лицами через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в документарной форме, валютных ценностей, драгоценных металлов и драгоценных камней.
19. Участие в разработке правовых актов ФТС России в пределах компетенции.
20. Подготовка заключений в пределах компетенции по проектам законов и иных нормативных правовых актов, направляемых на согласование иными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленным регламентом.
21. Рассмотрение информационных материалов и запросов таможенных органов, банков, а также иных организаций и лиц по вопросам валютного контроля и контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и направление, в пределах компетенции Управления, ответов на запросы, а также информирование о подготовленных заключениях таможенных органов.
22. Организация сбора, систематизации и обработки информации для осуществления валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
23. Методическое руководство деятельностью подразделений валютного контроля таможенных органов по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценки, формированию профилей риска по направлениям деятельности Управления.
24. Подготовка согласованных со структурными и координирующими подразделениями ФТС России предложений об издании правовых актов ФТС России, содержащих профиль риска.
25. Контроль исполнения таможенными органами профилей рисков в части валютного контроля и контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, анализ их эффективности, а по результатам анализа - их актуализация или отмена.
26. Мониторинг соблюдения крупными участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства и законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых бартерных сделок.
27. Организация проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, актов в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок в пределах компетенции таможенных органов.
28. Проведение анализа эффективности работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля и контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
29. Взаимодействие с Главным управлением информационных технологий ФТС России и ГНИВЦем ФТС России по вопросам разработки и эксплуатации программного обеспечения, реализующего технологии информационного обмена в целях валютного контроля и контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок.
30. Организация в пределах своей компетенции оперативного взаимодействия таможенных органов в решении поставленных перед ними задач.
31. Организация, подготовка и анализ эффективности мероприятий по практическому осуществлению таможенными органами валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
32. Доведение до сведения таможенных органов с соблюдением соответствующих правил работы с документами и иной информацией конфиденциального содержания образцов оттисков печатей уполномоченных банков, территориальных органов Минэкономразвития России.
33. Доведение до сведения таможенных органов информации, необходимой для осуществления валютного контроля, предусмотренной технологиями информационного обмена по вопросам осуществления валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
34. Доведение до сведения таможенных органов информации об устанавливаемых Банком России курсах иностранных валют к российскому рублю.
35. Осуществление межведомственного информационного обмена и взаимодействия с органами и иными агентами валютного контроля, правоохранительными органами и органами государственного управления по вопросам валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, в пределах компетенции Управления.
36. Участие в разработке и определении требований к формированию и ведению электронных баз данных, обеспечивающих деятельность таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и учету его результатов.
37. Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации должностных лиц таможенных органов по вопросам организации и осуществления валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
38. Исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в части, касающейся компетенции Управления.
39. Представление интересов ФТС России в государственных и иных организациях при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Управления.
40. Представление руководству ФТС России предложений о распределении компетенции таможенных органов различного уровня при осуществлении валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок.
41. Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
42. Для выполнения возложенных задач и функций Управление имеет право:
- вносить на рассмотрение руководства ФТС России проекты правовых актов по направлениям деятельности Управления;
- взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами валютного регулирования и органами валютного контроля, агентами валютного контроля, правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
- запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации у органов и агентов валютного контроля, налоговых, правоохранительных и иных органов государственного управления, юридических и физических лиц, уполномоченных банков, а также у таможенных органов документы и сведения, необходимые для выполнения задач и функций Управления;
- разрабатывать мероприятия, направленные на предотвращение и устранение нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и законодательства в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок, а также требований нормативных правовых актов по вопросам валютного контроля;
- осуществлять проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования, а также законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых бартерных сделок, а также участвовать в проверках, проводимых другими органами и агентами валютного контроля;
- проводить проверки таможенных органов в порядке ведомственного контроля за их деятельностью по осуществлению валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
- возбуждать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок, осуществлять ведомственный контроль за делами данной категории;
- готовить материалы по результатам деятельности таможенных органов при осуществлении валютного контроля и контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации для представления руководству ФТС России предложений о поощрении и наложении взысканий на должностных лиц таможенных органов;
- представлять руководству ФТС России предложения по вопросам организации таможенными органами валютного контроля, контроля за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок, а также контроля за соблюдением законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации для включения в план работы ФТС России, а также по вынесению указанных вопросов на рассмотрение коллегии ФТС России;