Члены Совета Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ - членов Организации Договора о коллективной безопасности и Комитет секретарей советов безопасности государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности
постановляют:
1. Согласиться с Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (прилагаются).
2. Рекомендовать парламентам государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности инициировать процедуры внесения изменений в законодательные акты государств - членов ОДКБ согласно Рекомендациям по унификации и гармонизации законодательства государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Председатель Совета
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
С.М.Миронов
Председатель
Комитета секретарей советов
безопасности государств - членов
Организации Договора о
коллективной безопасности
А.Н.Азимов
Санкт-Петербург
16 апреля 2004 года
N 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
по унификации и гармонизации законодательства
государств - членов Организации Договора о коллективной
безопасности в сфере борьбы с международным терроризмом,
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Борьба с незаконным оборотом наркотиков как важнейшей межгосударственной и внутренней криминогенной проблемой в государствах - членах Организации Договора о коллективной безопасности строится на соответствующей правовой базе, фундамент которой составляют конституции и национальные законы.
Основываясь на национальных конституциях и международно-правовых актах (прежде всего Конвенциях 1961, 1971 и 1988 годов) государства - члены ОДКБ пошли по пути разработки собственных национальных законов по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.
На основе национальных законов строится вся система контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в государствах - членах Организации Договора о коллективной безопасности.
Во всех государствах - членах ОДКБ такие законы уже приняты. Это закон Республики Армения "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 29 декабря 2002 года; закон Республики Беларусь "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах" от 22 мая 2002 года N 102-3; закон Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и противодействии наркомании и наркобизнесу" от 10 июля 1998 года N 279-1; закон Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" от 22 мая 1998 года N 66; Федеральный закон Российской Федерации "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 года N 3-ФЗ; закон Республики Таджикистан "О наркотических средствах; психотропных веществах и прекурсорах" от 10 декабря 1999 года N 873.
Однако ключевой проблемой в области законодательного контроля над наркотиками в государствах - членах ОДКБ оказывается путаница в терминах и основных моментах нормативно-правового регулирования оборота и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Такая ситуация создает противоречия в правовых системах наших стран, мешающие эффективно бороться с наркопреступностью.
Одним из первых документов, принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ в целях гармонизации законодательства, стал рекомендательный законодательный акт "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от 2 ноября 1996 года. Политическая важность этого документа состоит в том, что в нем предлагаются определения понятий и терминов, связанных с оборотом наркотиков. Установление и использование сходной терминологии и ее единообразное толкование на всем пространстве государств - участников СНГ имеют определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков и в оценке ее эффективности.
Разработанный проект Рекомендаций учитывает положения рекомендательного законодательного акта МПА, основывается на принципах и положениях Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года, Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, Политической декларации, решениях, принятых двадцатой специальной сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1998 году, и состоит из предложенных к внесению в национальные законы поправок и изменений, направленных на унификацию и гармонизацию законодательства государств - членов ОДКБ.
1. В соответствии с пунктом о) статьи 1 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и пунктом j) статьи 1 Венской конвенции о психотропных веществах; 1971 года дополнить статью 3 национального закона следующим понятием: "Изготовление наркотических средств и психотропных веществ - все процессы, за исключением производства, при помощи которых могут быть получены наркотические средства и психотропные вещества, в том числе рафинирование, а также превращение наркотических средств или психотропных веществ в другие наркотические средства или психотропные вещества".
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 рекомендательного законодательного акта "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", принятого МПА СНГ 2 ноября 1996 года, включить в статью 3 национального закона понятие "перевозка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" - любые умышленные действия по перемещению наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров независимо от способа транспортировки и места хранения незаконно перемещаемых средств или веществ.
1. Включить в статью 1 понятие "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" - запрещенные для оборота в стране вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
2. Включить в статью 1 понятие "препарат" - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных, веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
3. Изложить пункт 3 статьи 1 в следующей редакции: "Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (для целей настоящего Закона) - культивирование растений, изготовление, производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, перемещение, реализация, использование, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные* и находящиеся под контролем в соответствии с, законодательством Республики Беларусь".
_______________
* 3десь и далее выделены изменения.
4. В соответствии с пунктом о) статьи 1 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и пунктом j) статьи 1 Венской конвенции о психотропных веществах 1971 года изложить пункт 5 статьи 1 национального закона в следующей редакции: "Изготовление наркотических средств и психотропных веществ - все процессы, за исключением производства, при помощи которых могут быть получены наркотические средства и психотропные вещества, в том числе рафинирование, а также превращение наркотических средств или психотропных веществ в другие наркотические средства или психотропные вещества".
5. Включить в статью 1 понятие "распределение наркотических средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых в соответствии с установленным порядком конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ.
6. Включить в статью 1 понятие "незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ" - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
7. Включить в статью 1 понятие "государственные квоты на наркотические средства и психотропные вещества (государственные квоты)" - квоты на наркотические средства и психотропные вещества, устанавливаемые правительством страны в соответствии с международными договорами на основании расчета потребности страны в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которых осуществляется их оборот.
8. Включить в статью 9 следующее положение: "Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствуют профессиональную подготовку".
9. Дополнить статью 12 следующим положением: "При использовании растений, включенных в Перечень, в промышленных целях, за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, лицензия на указанный вид деятельности может быть выдана, если юридическое лицо докажет необходимость использования указанных растений и наличие условий для предотвращения возможности: хищения указанных растений и полученной из них готовой продукции или отходов, образующихся в процессе производства; изготовления наркотических средств и психотропных веществ из полученной продукции".
10. Пункт 4 статьи 12 изложить в следующей редакции: "Максимальное количество наркотических средств и психотропных веществ, которое может изготавливаться, производиться, перерабатываться и храниться юридическими лицами (государственная квота), ежегодно устанавливается министерством здравоохранения".
11. Дополнить главу II статьей, вводящей запрет на оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в стране.
12. Включить в главу II статью, регулирующую инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и содержащую следующие пункты:
"Юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводится до сведения уполномоченных органов".
13. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается правительством страны".
14. Включить в главу III статью, предусматривающую ликвидацию юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ.
15. Включить в главу III статью, гарантирующую больным наркоманией оказание наркологической помощи, в которую входит обследование, консультирование, диагностика, лечение и медико-социальная реабилитация.
1. Включить в статью 1 понятие "препарат" - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в стране.
2. Включить в статью 1 понятие "производство наркотических средств, психотропных веществ" - действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений.
3. Включить в статью 1 понятие "изготовление наркотических средств и психотропных веществ" - все процессы, за исключением производства, при помощи которых могут быть получены наркотические средства и психотропные вещества, в том числе рафинирование, а также превращение наркотических средств или психотропных веществ в другие наркотические средства или психотропные вещества.
4. Включить в статью 1 понятие "переработка наркотических средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.
5. Включить в статью 1 понятие "распределение наркотических средств, психотропных веществ" - действия, в результате которых в соответствии с установленным порядком конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ.
6. Изложить пункт 15 статьи 1 в следующей редакции: "Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества".
7. Дополнить статью 7 следующим положением: "Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку".
8. Включить в пункт 1 статьи 2 следующее положение: "Внутренняя упаковка наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, должна быть помечена двойной красной полосой".
9. Включить в главу II статью, предусматривающую обязанность юридических лиц - владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предоставлять отчет о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
10. Включить в главу II статью, регулирующую инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и содержащую следующие пункты:
"Юридические лица - владельцы лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, обязаны ежемесячно проводить инвентаризацию наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в распоряжении указанных лиц, и составлять баланс товарно-материальных ценностей.
Информация о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации в трехдневный срок после их обнаружения доводится до сведения уполномоченных органов".
11. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается правительством страны".
1. Изложить пункт 17 статьи 1 в следующей редакции: "Препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, в отношении которых установлены меры контроля".
2. Изложить пункт 19 статьи 1 в следующей редакции: "Наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества".
3. Дополнить главу II статьей, регулирующей регистрацию операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и состоящей из следующих положений:
"При осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается правительством страны".