Принят
на шестнадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 16-5
от 9 декабря 2000 года)
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон (СЭЗ) на территории государства, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах.
Правовое регулирование отношений, связанных с созданием, функционированием и ликвидацией свободных экономических зон, инвестициями и предпринимательской деятельностью в свободных экономических зонах, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами государства, а также в соответствии с международными договорами государства.
Свободные экономические зоны создаются в целях повышения эффективности производства, развития производительных сил и экспортного потенциала государства, расширения производства импортозамещающей продукции, инвестиционного, научно-технического прогресса, развития финансовых и товарных рынков на территориях свободных экономических зон, увеличения доходов бюджета государства, выравнивания уровней развития территорий.
Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории государства, в пределах которого в соответствии с настоящим Законом и таможенным законодательством государства для товаров и транспортных средств устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны, а субъектам предпринимательской деятельности предоставляются налоговые льготы в соответствии с настоящим Законом и законодательством государства о налогах и сборах.
К регулируемым настоящим Законом свободным экономическим зонам на территории государства относятся:
- зона экспортного производства;
- свободная таможенная зона производственного типа;
- свободная таможенная зона торгового типа;
- инновационно-технологическая зона;
- сервисная зона;
- специальная экономическая зона.
1. Субъектами предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны являются зарегистрированные и осуществляющие в ней производственную, торговую и иную деятельность лица независимо от их организационно-правовых форм, предусмотренных гражданским законодательством государства, и филиалы иностранных юридических лиц, которые аккредитованы в свободной экономической зоне в соответствии с законодательством государства.
2. Порядок регистрации и аккредитации субъектов предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах устанавливается законодательством государства.
3. Порядок установления объемов производственной, коммерческой деятельности, удовлетворяющих требованиям регистрации субъекта предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне, определяется законодательством государства.
1. Субъектам предпринимательской деятельности, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в свободной экономической зоне, в зависимости от ее вида предоставляются следующие налоговые льготы.
1.1. Освобождение от налога на прибыль на пять лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, осуществляемого на территории свободной экономической зоны (далее - налоговые каникулы).
1.2. Снижение налоговой ставки на прибыль на 50 процентов в течение двух лет после периода налоговых каникул.
1.3. Уменьшение налогооблагаемой базы прибыли на сумму прибыли, направляемой на расширение или модернизацию производства в пределах данной СЭЗ, по истечении сроков периода налоговых каникул (подпункт 1.1) и периода применения сниженной налоговой ставки (подпункт 1.2).
1.4. Освобождение от налога на имущество, размещенное в СЭЗ и находящееся в производительном потреблении, на пять лет.
1.5. Освобождение от таможенной пошлины технологического оборудования и комплектующих, завозимых на территорию СЭЗ с целью монтажа и производительного применения для осуществления инвестиционного проекта или модернизации производства.
1.6. Освобождение от подоходного налога на пять лет физических лиц, занятых на территории СЭЗ (далее - налоговые каникулы физических лиц).
1.7. Применение режима ускоренной амортизации с коэффициентом для имущества, размещенного на территории СЭЗ.
2. В случае, если по истечении двух лет со дня начала финансирования проекта, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или иного срока, согласованного с администрацией данной зоны, субъект предпринимательской деятельности не приступит к выполнению своих обязательств по реализации такого проекта или будет ненадлежащим образом выполнять эти обязательства, то в отношении такого субъекта предпринимательской деятельности должен быть произведен пересчет налоговых обязательств в соответствии с порядком, установленным законодательством государства о налогах и сборах. При этом дополнительно начисленная сумма налогов подлежит уплате в том же порядке, что и сумма налогов, доначисленная в результате проверки налоговых органов.
Аналогичный порядок применяется в случае, если субъект предпринимательской деятельности прекращает свою деятельность в данной зоне.
При неуплате указанной ранее суммы в добровольном порядке она взыскивается в судебном порядке.
1. Зона экспортного производства представляет собой вид свободной экономической зоны, в которой субъекты предпринимательской деятельности должны:
- быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне;
- осуществлять техническое перевооружение собственного производства, создавать новые или совершенствовать применяемые технологии, производить новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья;
- вывозить с территории данной зоны за пределы таможенной территории государства не менее 25 процентов товаров, отвечающих критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.
Критерии продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны определяются правительством государства.
2. Субъект предпринимательской деятельности, который зарегистрирован (аккредитован) в зоне экспортного производства, обязан по истечении срока, установленного администрацией зоны экспортного производства, производить продукцию, предназначенную для экспорта, в определенном объеме и вывозить ежегодно с территории данной зоны за пределы таможенной территории государства не менее 25 процентов произведенной продукции, отвечающей критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.
3. Зона экспортного производства создается на участке территории государства, имеющем выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры, конкурентоспособное высокотехнологичное производство, научный и конструкторский потенциал и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности государства.
4. В зоне экспортного производства применяются налоговые льготы, предусмотренные подпунктами 1.1-1.5, 1.7 статьи 7 настоящего Закона.
1. Свободная таможенная зона производственного типа представляет собой вид свободной экономической зоны, в которой субъекты предпринимательской деятельности должны:
- быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне;
- осуществлять техническое перевооружение производства, создавать новые или совершенствовать применяемые технологии, производить новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья;
- вывозить с территории данной зоны на остальную территорию государства более 20 процентов товаров, являющихся импортозамещающими товарами и отвечающими критериям продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны.
2. Критерии продукции собственного производства и происхождения товара с территории данной зоны, а также отнесения товаров к числу импортозамещающих определяются правительством государства.
3. Свободная таможенная зона производственного типа создается на участке территории государства, имеющем развитые производственную и транспортную инфраструктуры, конкурентоспособное высокотехнологичное производство, научный и конструкторский потенциал и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. В свободной таможенной зоне производственного типа разрешается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товара в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, в том числе позиция товара на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товара.
4. В свободной таможенной зоне производственного типа применяются налоговые льготы, предусмотренные подпунктами 1.1-1.5 статьи 7 настоящего Закона, и таможенные режимы, установленные таможенным законодательством государства.
1. Свободная таможенная зона торгового типа представляет собой вид свободной экономической зоны, в которой субъекты предпринимательской деятельности должны:
- быть зарегистрированными (аккредитованными) в данной зоне;
- осуществлять коммерческие операции, связанные с выполнением особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или оказанием особо важных услуг населению.
2. Свободная таможенная зона торгового типа создается в морском (речном) порту, в аэропорту, на железнодорожной станции, участке автомобильной магистрали, в пограничном пункте и на иных ограниченных участках территории государства, через которые осуществляются регулярные международные перевозки грузов. Территория данной зоны используется для проведения выставок, а также для осуществления доработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в данную зону товаров для последующего их вывоза за пределы территории государства или на остальную часть территории государства.
3. В свободной таможенной зоне торгового типа не допускается совершение производственных операций, в результате которых изменяется позиция товара в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода товара.
4. В свободной таможенной зоне торгового типа применяются налоговые льготы, предусмотренные подпунктами 1.1, 1.2, 1.5 статьи 7 настоящего Закона, и таможенные режимы, установленные таможенным законодательством государства.
Инновационно-технологическая зона представляет собой вид свободной экономической зоны, на территории которой располагаются научно-исследовательские, научно-учебные, опытно-конструкторские организации и предприятия, обеспечивающие исследования, разработки, опытное производство в области современных передовых технологий, ноу-хау, товаров и пользующихся в своей деятельности налоговыми льготами, установленными подпунктами 1.1, 1.3, 1.5 статьи 7 настоящего Закона.
Сервисная зона представляет собой вид свободной экономической зоны, на территории которой располагаются предприятия и организации, оказывающие туристические и оздоровительные услуги, а также услуги в сфере кредитно-финансовых отношений, аудита и консалтинга.
Предприятия и организации данных зон пользуются льготами, предусмотренными подпунктами 1.1, 1.3, 1.4 статьи 7 настоящего Закона.
Специальная зона представляет собой вид свободной экономической зоны, создаваемой на территории, в отношении которой решаются задачи по выравниванию уровня социально-экономического развития и преодоления проблем отсталости.
Предприятия и организации специальных зон, а также физические лица, проживающие в данной зоне и работающие на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в зоне, пользуются льготами, предусмотренными подпунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 статьи 7 настоящего Закона.
Решение о создании свободной экономической зоны в виде зоны экспортного производства, свободной таможенной зоны производственного типа или свободной таможенной зоны торгового типа на территории государства принимается уполномоченным государственным органом в соответствии с национальным законодательством и государственной программой создания и развития свободных экономических зон.
Правительство государства утверждает положение о свободной экономической зоне по согласованию с соответствующим органом административно-территориальной единицы, на территории которой создается свободная экономическая зона.
В положении о свободной экономической зоне должны быть указаны: