Принят
на девятом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 9-13
от 8 июня 1997 года)
Настоящий Закон направлен на регулирование гидрометеорологической деятельности с целью удовлетворения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
В настоящем Законе применяются следующие понятия:
окружающая природная среда - совокупность используемых и неиспользуемых климатических, земельных, водных ресурсов, недр, атмосферного и околоземного космического пространства, объектов растительного и животного мира, взаимосвязанных между собой и образующих естественные экологические комплексы или системы;
гидрометеорологическая служба - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных между собой предприятий, учреждений, центров, станций, постов, обеспечивающих выполнение комплекса работ в области метеорологии, гидрологии и других смежных областях, включая климатологию, океанологию, агрометеорологию, мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, и предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и стихийных явлениях;
национальная гидрометеорологическая система - совокупность государственных и ведомственных гидрометеорологических организаций и служб, других производителей гидрометеорологической информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства;
международная гидрометеорологическая сеть - совокупность технологически взаимосвязанных национальных гидрометеорологических систем, действующих на основе международных договоров;
наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением - инструментальные измерения и визуальные наблюдения за состоянием окружающей природной среды с целью оценки и прогноза ее метеорологических, гидрологических, климатических, океанологических, агрометеорологических, патологических и гелиогеофизических характеристик и параметров, а также состояния ее загрязнения (химического, радиоактивного, гидробиологического, теплового);
наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
мониторинг состояния окружающей природной среды и ее загрязнения - система постоянных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды и ее загрязнения в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях (импактный мониторинг);
информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - данные, полученные в результате наблюдений за состоянием, загрязнением окружающей природной среды, а также информационная продукция (сведения и прогнозы, получаемые в результате анализа и обработки используемых данных);
экстренная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - фактическая и прогностическая информация о стихийных явлениях и опасных уровнях загрязнения окружающей природной среды, которая передается немедленно после ее получения и подготовки в установленном порядке;
информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении общего назначения - фактическая и прогностическая информация, полученная и собранная в установленном режиме и обработанная по специальным методикам;
специализированная информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - целевая информация, влекущая за собой дополнительные затраты на ее получение, обработку, анализ, хранение и предоставление в соответствии с требованиями потребителей;
гидрометеорологические работы общенационального и международного уровней - работы и исследования глобального, национального или межрегионального масштабов, а также работы и исследования, имеющие важное значение для развития экономики, безопасности населения и государства, а также устойчивого функционирования экономики и социальной сферы;
гидрометеорологические работы специального назначения - работы и исследования, выполняемые в интересах отдельных регионов, юридических и физических лиц;
единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении - все данные о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении гидрометеорологического характера, полученные на территории государства и за его пределами субъектами национальной гидрометеорологической системы.
Целями настоящего Закона являются:
установление общеобязательных законодательных требований, предъявляемых к гидрометеорологической деятельности;
согласование национальных норм законодательства с международными правовыми принципами и нормами в области гидрометеорологической деятельности;
создание условий для формирования рыночных отношений в области производства, сбора, обработки, анализа, хранения и использования (предоставления, реализации) информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
правовое обеспечение согласованного и эффективного функционирования национальной гидрометеорологической системы в международной гидрометеорологической сети.
Закон служит основой для формирования национального законодательства в области гидрометеорологической деятельности.
Законодательство в области гидрометеорологической деятельности состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов государства.
Отношения по использованию информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, не урегулированные настоящим Законом, регулируются гражданским законодательством и специальным законодательством государства об информатизации и защите информационных данных.
Гидрометеорологическая деятельность должна осуществляться при соблюдении следующих принципов:
а) глобальности, комплексности, системности и непрерывности наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением;
б) единства научно обоснованных технологий производства наблюдений, сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении на территории государства;
в) координации и интеграции деятельности национальной гидрометеорологической системы с деятельностью международной гидрометеорологической сети и мониторинговых систем;
г) доступности, достоверности, необходимой достаточности и эффективности использования информации о фактическом и ожидаемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
Гидрометеорологической деятельностью является процесс производства, сбора, обработки, анализа, хранения и использования на договорных началах или других законных основаниях информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, а также связанные с ним иные работы и услуги информационного характера.
Гидрометеорологическая деятельность включает комплексную систему государственных наблюдений и государственного контроля для получения информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, отвечающую принципам статьи 4 настоящего Закона, и обеспечения этой информацией заинтересованных юридических и физических лиц.
В качестве производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении выступают специализированные государственные национальные и зарубежные гидрометеорологические органы и службы, а также неспециализированные субъекты хозяйствования, производящие наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением по договорам (при наличии лицензий) с государственными гидрометеорологическими органами и службами.
Потребителями информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении являются юридические лица, в том числе органы государственной власти, граждане государства, лица без гражданства, а также иностранные юридические и физические лица, если иное не предусмотрено законодательством.
Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении имеют право:
осуществлять гидрометеорологическую деятельность, предусмотренную их учредительными документами, а в некоторых случаях договорами или специальными разрешениями (лицензиями);
получать плату за информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении в соответствии с законодательством;
обладать информацией о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, авторством на научные и другие результаты деятельности и полномочиями защиты авторских прав;
отказаться от предоставления информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении потребителю при нарушении им условий договора на обеспечение такой информацией;
требовать возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды) и вреда, причиненных по вине потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении или третьих лиц;
заявлять ходатайства об устранении необоснованных препятствий для осуществления гидрометеорологической деятельности;
осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством.
Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны:
проводить наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением в соответствии с требованиями национального законодательства, международных правовых актов, методик и другими общепризнанными требованиями;
соблюдать условия договоров при производстве, сборе, обработке, анализе, хранении и предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
вести учет и предоставлять в установленном порядке информацию о выполненных гидрометеорологических работах;
вносить в установленные сроки налоги и другие обязательные платежи.
Производители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, не относящиеся к государственной гидрометеорологической службе, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности в установленном порядке предоставляют результаты наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением и информационную продукцию в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по гидрометеорологии, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательством и специальными соглашениями на производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении могут быть возложены другие обязанности.
Потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении имеют право:
получать информацию о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, в том числе на основании договоров, заключенных с производителями такой информации;
отказаться от информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении при нарушении производителем этой информации условий договоров, действующего законодательства, нормативов, методик, других общепризнанных требований;
свободно выбирать производителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении;
совершать иные действия, не запрещенные законодательством.
Потребители информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении обязаны соблюдать условия договоров, заключенных с производителями гидрометеорологических работ.
Законодательством и договорами на потребителей информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении могут быть возложены и другие обязанности.
Граждане, общественные объединения и иные юридические лица имеют право на получение достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении является открытой и общедоступной за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа.
Граждане и природоохранные общественные объединения имеют право проводить независимые наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением. Полученные данные могут быть распространены через средства массовой информации и иными способами только после согласования со специально уполномоченными органами исполнительной власти по гидрометеорологии.
Граждане и юридические лица обязаны сообщать в специально уполномоченные органы исполнительной власти по гидрометеорологии и (или) местные органы исполнительной власти о стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, нарушениях технологических процессов, вследствие которых произошли или могут произойти загрязнение окружающей природной среды и другие опасные последствия, угрожающие жизни и здоровью населения, а также об уничтожении и повреждении гидрометеорологического оборудования.
К объектам гидрометеорологической деятельности относятся: климат, метеорологические и гидрологические условия, изменения окружающей природной среды в результате воздействия естественных и антропогенных факторов, отдельные регионы и экосистемы.
Результаты гидрометеорологической деятельности могут использоваться в любых сферах и отраслях государством, осуществляющим эту деятельность, зарубежными странами и международными организациями.