СОГЛАШЕНИЕ
между Организацией Объединенных Наций и правительством
Сьерра-Леоне об учреждении Специального суда по Сьерра-Леоне


Поскольку Совет Безопасности в своей резолюции 1315 (2000) от 14 августа 2000 года выразил глубокую обеспокоенность очень серьезными преступлениями, которые совершаются на территории Сьерpa-Леоне в отношении населения Сьерра-Леоне и персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала, и сложившимися условиями безнаказанности;

поскольку в указанной резолюции Совет Безопасности просил Генерального секретаря заключить путем переговоров соглашение с правительством Сьерра-Леоне в целях учреждения независимого специального суда для судебного преследования лиц, несущих главную ответственность за совершение серьезных нарушений международного гуманитарного права и преступлений согласно законодательству Сьерpa-Леоне;

поскольку Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (далее именуемый - "Генеральный секретарь") и правительство Сьерра-Леоне (далее именуемое - "правительство") провели такие переговоры об учреждении Специального суда по Сьерра-Леоне (далее именуемого - "Специальный суд");

вследствие вышеизложенного Организация Объединенных Наций и правительство Сьерра-Леоне согласились о нижеследующем:

Статья 1

     
Учреждение Специального суда

1. Настоящим учреждается Специальный суд по Сьерра-Леоне для судебного преследования лиц, несущих наибольшую ответственность за серьезные нарушения международного гуманитарного права и права Сьерра-Леоне, совершенные на территории Сьерра-Леоне с 30 ноября 1996 года.

2. Специальный суд действует в соответствии с Уставом Специального суда по Сьерра-Леоне. Устав прилагается к настоящему Соглашению и является неотъемлемой его частью.

Статья 2

Состав Специального суда и назначение судей

1. Специальный суд состоит из Судебной камеры и Апелляционной камеры, а также второй Судебной камеры, которая может быть создана по просьбе Генерального секретаря или Председателя Специального суда по истечении шести месяцев с момента начала деятельности Специального суда. Таким же образом, по истечении шести месяцев, по решению Председателя Специального суда назначаются не более двух запасных судей.

2. В состав камер входят не менее восьми и не более одиннадцати независимых судей в следующем порядке распределения:

а) трое судей входят в состав Судебной камеры, из которых один назначается правительством Сьерра-Леоне, а двое судей назначаются Генеральным секретарем из числа кандидатур, выдвинутых государствами, в частности государствами - членами Экономического сообщества западноафриканских государств и Содружества наций, по приглашению Генерального секретаря;

б) в случае создания второй Судебной камеры, эта камера формируется таким же образом как определено в подпункте (а) выше:

в) пять судей входят в состав Апелляционной камеры, из которых двое назначаются правительством Сьерра-Леоне, а трое судей назначаются Генеральным секретарем из числа кандидатур, выдвинутыми государствами, в частности государствами-членами Экономического сообщества западноафриканских государств и Содружества наций, по приглашению Генерального секретаря.

3. Правительство Сьерра-Леоне и Генеральный секретарь проводят консультации в отношении назначения судей.

4. Судьи назначаются на трехлетний срок и могут быть назначены снова.

5. Если, согласно просьбе Председателя Специального суда, правительство Сьерра-Леоне или Генеральный секретарь назначают запасного судью или судей, то председательствующий судья Судебной камеры или Апелляционной камеры назначает такого запасного судью присутствовать на каждой стадии судебного разбирательства и заменить судью, если этот судья не в состоянии продолжать выполнять свои функции.

Статья 3

Назначение Обвинителя и заместителя Обвинителя

1. Генеральный секретарь после консультации с правительством Сьерра-Леоне назначает Обвинителя на трехлетний срок. Обвинитель может быть назначен снова.

2. Правительство Сьерра-Леоне в консультации с Генеральным секретарем и Обвинителем назначает заместителя Обвинителя из Сьерра-Леоне для оказания Обвинителю помощи в проведении расследований и осуществлении судебного преследования.

3. Обвинитель и заместитель Обвинителя обладают высокими моральными качествами, самым высоким уровнем профессиональной компетентности и обширным опытом в проведении расследований и осуществлении судебного преследования по уголовным делам. Обвинитель и заместитель Обвинителя независимы при выполнении своих функций и не получают и не запрашивают указания от какого бы то ни было правительства или любого другого источника.

4. Обвинителю оказывают помощь такие сьерра-леонские и международные сотрудники, которые могут потребоваться для эффективного выполнения им возложенных на него функций.

Статья 4

Назначение Секретаря

1. Генеральный секретарь в консультации с Председателем Специального суда назначает Секретаря, который отвечает за обслуживание камер и Канцелярии Обвинителя и за набор и руководство всем вспомогательным персоналом. Он также осуществляет руководство финансовыми и кадровыми ресурсами Специального суда.

2. Секретарь является сотрудником Организации Объединенных Наций. Он выполняет свои функции в течение трехлетнего срока и может быть назначен снова.

Статья 5

Помещения


Правительство предоставляет Специальному суду помещения и такие коммунальные услуги, оборудование и другие услуги, которые могут понадобиться для его деятельности.

Статья 6

Расходы Специального суда


Расходы Специального суда будут производиться за счет добровольных взносов международного сообщества. Стороны согласовали, что Генеральный секретарь начнет процесс учреждения Суда, когда он будет иметь в своем распоряжении достаточные взносы для финансирования учреждения Суда и его деятельности в течение 12 месяцев, а также обязательства на сумму предстоящих расходов в течение последующих 24 месяцев деятельности Суда. Стороны согласовали также, что Генеральный секретарь будет продолжать изыскивать взносы на сумму предстоящих расходов Суда и после первых трех лет его деятельности. Если добровольных взносов окажется недостаточно для выполнения задач Суда, Генеральный секретарь и Совет Безопасности изучат альтернативные средства финансирования Специального суда.

Статья 7

Руководящий комитет


Стороны пришли к согласию, что заинтересованные государства учредят руководящий комитет для оказания помощи Генеральному секретарю в получении необходимых средств и проведения консультаций и политических согласований по всем внесудебным аспектам деятельности Суда, включая вопросы его эффективности, а также для выполнения иных функций по согласованию между заинтересованными государствами. В состав руководящего комитета войдут значительные плательщики взносов для Специального суда. Правительство Сьерра-Леоне и Генеральный секретарь также будут участвовать в руководящем комитете.

Статья 8

Неприкосновенность помещений,
архивов и всех других документов

1. Помещения Специального суда неприкосновенны. Компетентные власти принимают все необходимые меры к тому, чтобы Специальный суд не был лишен всех или какой-либо части помещений Суда без его прямого согласия.

2. Имущество, фонды и активы Специального суда, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, не подлежат обыску, аресту, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой-либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных или законодательных действий.

3. Архивы Суда и вообще все документы и материалы, предоставленные и принадлежащие Суду или используемые им, неприкосновенны, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились.

     

Статья 9

Фонды, активы и другое имущество

1. Специальный суд, его фонды, активы и другое имущество, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Суд сам определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае. Однако предполагается, что никакой отказ от иммунитета не распространяется на судебно-исполнительные меры.

2. Не будучи ограничен финансовым контролем, правилами или мораториями какого бы то ни было рода, Специальный суд:

a) может обладать и пользоваться фондами, золотом или оборотными документами любого рода и держать и вести счета в любой валюте и конвертировать любую имеющуюся у него валюту в любую другую валюту;

b) может свободно переводить свои фонды или валюту из одной страны в другую или в пределах Сьерра-Леоне, либо Организации Объединенных Наций или любому другому учреждению.

Статья 10

Местопребывание Специального суда


Местопребыванием Специального суда является Сьерра-Леоне. Суд может заседать за пределами своего местопребывания, если он считает это необходимым для эффективного выполнения своих функций, и может быть переведен за пределы Сьерра-Леоне, если того потребуют обстоятельства и при условии заключения соглашения о штаб-квартире между Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и правительством Сьерра-Леоне, с одной стороны, и правительством альтернативного государства пребывания, с другой.

Статья 11

Правоспособность


Специальный суд обладает правоспособностью, необходимой для того, чтобы:

a) заключать договоры;

b) приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им;

c) возбуждать дела в суде;

d) вступать с государствами в соглашения, которые могут быть необходимыми для выполнения его функций и для деятельности Суда.

Статья 12

Привилегии и иммунитеты судей, Обвинителя и Секретаря

1. Судьи, Обвинитель и Секретарь, а также члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми дипломатическим агентам согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. В частности, они пользуются:

a) личной неприкосновенностью, включая иммунитет от ареста или задержания;

b) иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции в соответствии с Венской конвенцией;

c) неприкосновенностью всех бумаг и документов;

d) изъятием, в соответствующих случаях, из ограничений по иммиграции и иной регистрации иностранцев;

e) теми же иммунитетами и льготами в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим агентам согласно Венской конвенции;

f) освобождением в Сьерра-Леоне от обложения налогами их окладов, вознаграждений и пособий.

2. Привилегии и иммунитеты предоставляются судьям, Обвинителю и Секретарю в интересах Специального суда, а не для их личной выгоды. Генеральный секретарь в консультации с Председателем имеет право и обязанность отказаться от иммунитета в тех случаях, когда от него можно отказаться без ущерба для той цели, для которой он предоставлен.

Статья 13

Привилегии и иммунитеты международного и
сьерра-леонского персонала

1. Сьерра-леонскому и международному персоналу предоставляются:

a) иммунитет от судебной ответственности за сказанное или написанное ими или за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Такой иммунитет продолжает предоставляться им и по завершении их службы в Специальном суде;

b) освобождение от обложения налогами уплачиваемых им окладов, пособий и вознаграждений.

2. В дополнение к вышесказанному, международному персоналу также предоставляются:

a) иммунитет от ограничений по иммиграции;

b) право ввезти беспошлинно и без налогов, за исключением платы за услуги, свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в Сьерра-Леоне.

3. Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах Специального суда, а не для их личной выгоды. Секретарь Суда имеет право и обязанность отказаться от иммунитета в любом конкретном случае, когда от него можно отказаться без ущерба для той цели, для которой он предоставлен.

Статья 14

Адвокат

1. Правительство обеспечивает, чтобы в отношении адвокатов подозреваемого или обвиняемого, который был признан в качестве такового Специальным судом, не осуществлялось каких-либо мер, которые могут повлиять на свободное и независимое осуществление его функций.

2. В частности, адвокату предоставляются:

a) иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж;

b) неприкосновенность всех документов, имеющих отношение к выполнению его функций в качестве адвоката подозреваемого или обвиняемого;

c) иммунитет от уголовной или гражданской юрисдикции в отношении сказанного или написанного им и в отношении действий, совершенных им в качестве адвоката. Такой иммунитет продолжает предоставляться и по завершении выполнения его функций в качестве адвоката подозреваемого или обвиняемого;

d) иммунитет от любых ограничений по иммиграции во время его пребывания в Суде, а также поездок в Суд и обратно.

Статья 15

Свидетели и эксперты


Свидетели и эксперты, прибывающие из-за пределов Сьерра-Леоне по вызову или запросу судей или Обвинителя, не подлежат судебному преследованию, задержанию или какому-либо ограничению их свободы со стороны властей Сьерра-Леоне. Они не подвергаются каким-либо мерам, которые могут повлиять на свободное и независимое осуществление их функций. В отношении таких лиц действуют также положения пунктов 2 (а) и (d) статьи 14.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»