МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2003 года N 21/12
О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования
и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования
Заслушав и обсудив сообщения первого заместителя министра образования Российской Федерации В.А.Болотова и академика-секретаря Российской академии образования А.А.Кузнецова, коллегия Минобразования России и президиум РАО отмечают, что во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" (ст.7), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.94 N 174 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования" и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, разработаны проекты федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
Государственный стандарт общего образования призван обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования, единство образовательного пространства в Российской Федерации, преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, социальную защищенность обучающихся, социальную и профессиональную защищенность педагогических работников.
Федеральный компонент стандарта является основой для разработки федерального базисного учебного плана, примерных программ по учебным предметам и объективной оценки уровня подготовки выпускников, деятельности образовательных учреждений и расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования.
После принятия федерального компонента стандарта и федерального базисного учебного плана в субъектах РФ будут разрабатываться региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования и базисный учебный план для образовательных учреждений субъекта РФ.
В разработке проектов федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации участвовали более 300 специалистов, включая представителей Российской академии наук, Российской академии образования, ведущих научных центров и вузов страны, методистов и учителей. Проекты выносились на широкое общественное обсуждение и профессиональную экспертизу. В ходе обсуждения в Минобразование России поступило более 10 тысяч предложений по совершенствованию проектов, большинство респондентов поддержало проекты.
В августе - сентябре 2003 года органами управления образованием субъектов РФ было организовано профессионально-педагогическое обсуждение проектов, по итогам которого в абсолютном большинстве заключений от субъектов РФ был поддержан в основном проект федерального компонента государственного стандарта общего образования. Проекты государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации в октябре-декабре 2003 года были доработаны вновь с учетом вышеуказанных поступивших замечаний и предложений.
В результате в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и базисном учебном плане образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, сделаны важные шаги по решению приоритетных задач, поставленных в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
Принятие вышеназванных нормативных документов обеспечивает:
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- нормализацию учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- обновление содержания и его соответствие возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностную ориентацию содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков;
- обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой.
В проекте федерального базисного учебного плана существенно увеличено время, выделяемое на региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
В связи с переходом на профильное обучение в старшей школе представлена принципиально новая структура построения базисного учебного плана среднего (полного) общего образования.
По многочисленным предложениям регионов разработан примерный план для универсального обучения, который приближен к ныне действующему учебному плану и позволит гибко подготовить поэтапный переход к профильному обучению.
Изменена форма представления базисного учебного плана. В нем предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
На основании вышеизложенного коллегия Министерства образования Российской Федерации и президиум Российской академии образования
решили:
1. Одобрить рассмотренные проекты федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
2. Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации утвердить федеральный компонент государственного стандарта общего образования, федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, и начать их поэтапное введение в действие:
- с 01.09.2005 для предпрофильного обучения в 9-х классах;
- с 01.09.2006 в 1-х, 5-х и 10-х классах.
3. Министерству образования Российской Федерации (В.М.Филиппову) совместно с Российской академией образования (Н.Д.Никандровым) обеспечить разработку в I квартале 2004 года проектов примерных учебных программ по каждому предмету и, при необходимости, по итогам этой работы подготовить для совместного рассмотрения предложения по внесению изменений в утвержденный федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
4. Департаменту общего и дошкольного образования Минобразования России (А.В.Баранникову):
4.1. Разработать в I квартале 2004 года систему мер на 2004-2006 годы по организационному и учебно-методическому обеспечению введения федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
4.2. Объявить в I квартале 2004 года конкурс на разработку учебников по предметам, по которым действующие учебники не могут обеспечить реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования.
4.3. До 15.02.2004 подготовить предложения по созданию спецификаторов для разработки контрольно-измерительных материалов по отдельным предметам.
5. Первому заместителю министра образования Российской Федерации В.А.Болотову совместно с вице-президентом Российской академии образования В.А.Поляковым:
5.1. До 01.09.2004 разработать рекомендации по использованию действующих учебников, соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования в условиях введения федерального компонента государственного стандарта.
5.2. До 01.06.2004 подготовить рекомендации для органов управления образованием субъектов РФ по разработке регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования, сопряженного с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
5.3. Подготовить в I квартале 2004 года предложения по стратегии разработки государственного стандарта общего образования нового поколения.
6. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М.Никитину) обеспечить своевременное проведение мероприятий, связанных с повышением квалификации и переподготовкой работников образования, обеспечивающих реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования.
7. Разрешить образовательным учреждениям по мере их готовности и по решению учредителя организовать переход на государственный стандарт общего образования с 2004/2005 учебного года.
8. Рекомендовать органам управления образованием субъектов РФ разработать комплексные планы мероприятий по подготовке и введению с 2006/2007 учебного года федерального и регионального (национально-регионального) компонентов государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений субъекта РФ и примерных учебных программ по предметам регионального компонента.
9. Департаменту общего и дошкольного образования Минобразования России (А.В.Баранникову) совместно с Российской академией образования (Н.Д.Никандровым) подготовить до 16.01.2004 приказ по реализации настоящего решения.
Министр образования
Российской Федерации
В.М.Филиппов
Вице-президент
Российской академии образования
Д.И.Фельдштейн
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 5, 2004 год