ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 марта 2004 года N 01-06/8481
О заключении договоров залога
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 31 мая 2011 года N 1143
____________________________________________________________________
При принятии таможенными органами в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей залога товаров и иного имущества ГТК России рекомендует учитывать следующее.
В настоящее время наблюдается увеличение случаев представления на согласование в ГТК России проектов договоров залога, где предметом выступает имущество, в отношении которого возникают сомнения о возможности его реализации при обращении на него взыскания в случае неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей по цене, которая в полной мере покроет задолженности по уплате таможенных платежей. Например, среди имущества, предлагаемого в качестве предмета залога, предоставляются персональные компьютеры, телефонные аппараты, лазерные принтеры, сканеры, ксероксы, аккумуляторные батареи, электропогрузчики, автомобильные полуприцепы и транспортные средства, срок службы которых к моменту заключения договора уже составил десять и более лет, и иное аналогичное имущество. Следует учитывать, что стоимость данного имущества, предоставляемого в качестве предмета залога, неизбежно существенно уменьшится к моменту наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, путем естественного износа, а также в связи с развитием новых технологий.
Эффективность залога как способа обеспечения исполнения обязательства зависит не только от финансового состояния залогодателя, но и от качества имущества, передаваемого в залог. Критерии качества имущества, выступающего предметом залога, могут быть определены ликвидностью и длительностью его хранения. Подразделениям таможенных органов, готовящим заключения о ликвидности предмета залога, следует помнить о необходимости независимой оценки стоимости предмета залога с учетом срока исполнения обеспеченного залогом обязательства. При этом стоимость предмета залога, предоставляемого в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, не должна быть менее сумм, указанных ст.339 Таможенного кодекса Российской Федерации. Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей залога принимается таможенным органом, который также вправе по своему усмотрению избрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренных ст.340 Таможенного кодекса Российской Федерации (залог, банковская гарантия или гарантия иной кредитной организации, внесение на депозит подлежащих уплате сумм таможенных платежей, применение страхования), являющийся с точки зрения таможенного органа наиболее приемлемым для обеспечения уплаты таможенных платежей.
Определяя ликвидность заложенного имущества, следует помнить, что в соответствии с п.20 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519, итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Заключение о ликвидности предмета залога, а также предварительный расчет расходов таможенного органа на реализацию предмета залога готовится подразделением таможенного органа, ответственным за работу с товарами, обращенными в федеральную собственность, на основании п.51 распоряжения ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей".
Принимая во внимание положения ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороны свободны в заключении договора и выборе контрагента, включая право воздерживаться от вступления в договорные отношения, самостоятельны в принятии решения о заключении договора и выборе вида договора, а также учитывая, что договор залога по своей природе является гражданско-правовой сделкой, таможенным органам необходимо самостоятельно определять приемлемость имущества, составляющего предмет залога, для обеспечения уплаты таможенных платежей. Следует иметь в виду, что договор, заключаемый таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, не является предметом регулирования административного права, поскольку строится на основе норм гражданского законодательства Российской Федерации, а не на отношениях власти и подчинения упомянутых субъектов.
На основании изложенного, а также учитывая, что правоприменительная практика по применению договора залога в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей подлежит формированию, ГТК России рекомендует при рассмотрении указанных договоров залога руководствоваться распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей" и письмом ГТК России от 06.06.2003 N 01-06/23287 "О методике работы с договорами залога", а также обратить внимание на заключение договоров залога, предметом которых выступает имущество, ликвидность которого вызывает сомнение.
Статс-секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
Ю.Ф.Азаров
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка