(с изменениями на 22 февраля 1988 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Совмина СССР от 6 ноября 1986 года N 1326;
постановлением Совмина СССР от 22 февраля 1988 года N 263.
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года N 315 "О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров" (СП СССР, 1984 год, N 19, ст.104) Совет Министров СССР
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о среднем профессионально-техническом училище.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров СССР от 11 апреля 1980 года N 296 "Об утверждении Положения о профессионально-технических учебных заведениях СССР" (СП СССР, 1980 год, N 11, ст.77).
3. Распространить действие Положения о среднем профессионально-техническом училище на профессионально-технические училища системы Центросоюза с учетом особенностей их деятельности.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.Тихонов
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков
ПОЛОЖЕНИЕ
о среднем профессионально-техническом училище
(с изменениями на 22 февраля 1988 года)
1. Средние профессионально-технические училища осуществляют профессионально-техническое образование молодежи, обеспечивают планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров (пункт в редакции постановления Совмина СССР от 6 ноября 1986 года N 1326 - см. предыдущую редакцию).
2. Главными задачами средних профессионально-технических училищ являются:
подготовка для народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, обладающих современным экономическим мышлением, глубокими и прочными знаниями основ наук, производства, современной вычислительной техники, высоким профессиональным мастерством, способных успешно осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в их создании;
осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи;
идейно-политическое воспитание, формирование у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание коммунистической убежденности, советского патриотизма и социалистического интернационализма, готовности к защите социалистического Отечества, правильного понимания внутренней и международной политики КПСС и Советского государства, происходящих в стране и мире событий;
воспитание будущих молодых рабочих сознательными и активными членами развитого социалистического общества, рачительными хозяевами своей страны с присущими рабочему классу революционной идеологией, моралью, интересами, коллективистской психологией, высокими нравственными качествами, культурой труда, поведения и быта;
воспитание бережного отношения к социалистической собственности, природе, памятникам истории и культуры;
правовое воспитание, привитие учащимся уважения к советским законам и правилам социалистического общежития, формирование сознания необходимости их соблюдения;
эстетическое воспитание, развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, труде и искусстве;
физическое воспитание, укрепление здоровья учащихся.
Средние профессионально-технические училища, осуществляя возложенные на них задачи, обеспечивают всестороннее, гармоничное развитие учащихся.
(Пункт в редакции постановления Совмина СССР от 6 ноября 1986 года N 1326 - см. предыдущую редакцию)
3. Среднее профессионально-техническое училище входит в систему Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, находится в непосредственном ведении государственного комитета союзной республики по профессионально-техническому образованию (в союзной республике, не имеющей областного деления), республиканского (АССР), краевого, областного, главного, городского управления профессионально-технического образования.
4. Среднее профессионально-техническое училище создается на базе предприятия (объединения, организации) с численностью работников 2 тыс. человек и более при наличии необходимой учебно-материальной базы и инженерно-педагогических кадров, а в сельской местности, как правило, в каждом административном районе и входит в состав районного агропромышленного объединения. Для предприятия с меньшей численностью работников училище может создаваться на основе отраслевой или межведомственной кооперации.
5. Предприятие (объединение, организация), на базе которого создается и действует среднее профессионально-техническое училище, подготавливающее для него квалифицированные рабочие кадры, является базовым предприятием данного учебного заведения.
Взаимоотношения среднего профессионально-технического училища и базового предприятия определяются Положением о базовом предприятии (объединении, организации) среднего профессионально-технического училища, утверждаемый Советом Министров СССР.
6. Подготовка и переподготовка рабочих кадров осуществляются в среднем профессионально-техническом училище с дневной и вечерней (сменной) формами обучения.
7. В среднем профессионально-техническом училище могут организовываться соответствующие отделения по профессиям и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих, вечерние (сменные) отделения и филиалы. Филиалы являются структурным подразделением среднего профессионально-технического училища.
8. Среднее профессионально-техническое училище и его филиалы создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, устанавливаемом Советом Министров союзной республики.
9. Среднее профессионально-техническое училище осуществляет подготовку квалифицированных рабочих кадров со средним образованием:
из числа молодежи, окончившей неполную среднюю школу, - срок обучения, как правило, 3 года;
из выпускников средней общеобразовательной школы - сроки обучения дифференцированы с учетом их трудовой, первоначальной профессиональной подготовки и сложности профессий и составляют, как правило, до 1 года;
из числа лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, принятых на обучение при очередном приеме, непосредственно следующем за увольнением военнослужащего в запас, - сроки обучения сокращены.
Кроме того, в училище могут создаваться отдельные группы для молодежи, не получающей по разным причинам среднего образования, а также группы по переподготовке рабочих кадров.
10. Среднее профессионально-техническое училище может организовывать в установленном порядке по договорам с предприятием (объединением, организацией) теоретическое обучение рабочих, получающих профессиональную подготовку на производстве.
11. Перечень профессий, по которым осуществляется подготовка квалифицированных рабочих (младшего технического персонала) в среднем профессионально-техническом училище, сроки обучения, возраст лиц, принимаемых на обучение, порядок аттестации и присвоения квалификации (разряда, класса, категории) выпускникам училища утверждаются в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
12. Планы приема молодежи в среднее профессионально-техническое училище и выпуска квалифицированных рабочих по профессиям устанавливаются училищу вышестоящим по подчиненности органом профессионально-технического образования в соответствии с государственным планом экономического и социального развития, потребностями (заявками) базового предприятия в квалифицированных рабочих кадрах и учебно-материальной базой училища.
13. Типовые правила внутреннего распорядка среднего профессионально-технического училища утверждаются Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию в установленном порядке. На основе типовых правил в каждом среднем профессионально-техническом училище разрабатываются правила внутреннего распорядка, утверждаемые директором училища по согласованию с профсоюзной и комсомольской организациями.
14. Обучение в среднем профессионально-техническом училище бесплатное.
15. Учебно-воспитательный процесс в среднем профессионально-техническом училище осуществляется на основе ленинского принципа соединения обучения с производительным трудом, направлен на подготовку учащихся к высокопроизводительному, творческому труду, воспитание у них социально-политической и общественно-трудовой активности и обеспечивает строгую преемственность обучения и воспитания учащихся с общеобразовательной школой.
16. Учебно-воспитательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение и производственную практику, физическое воспитание и начальную военную подготовку, а также внеучебную воспитательную работу с учащимися.
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса определяются учебными планами, программами и другими учебно-методическими документами, разрабатываемыми и утверждаемыми Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
17. Теоретическое обучение включает изучение общественных, общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин и осуществляется с учетом политехнической и практической направленности преподавания. Теоретическое обучение призвано обеспечить прочное овладение учащимися основами наук, техническими, агрономическими, экономическими и другими специальными дисциплинами, раскрывающими тенденции и перспективы научно-технического и социального прогресса, выработку навыков и умений применять полученные знания на практике, особенно для создания и эксплуатации новой техники, автоматизированных производств с использованием компьютеров, роботов, микропроцессорных средств и гибких технологий.
Уровень общеобразовательной подготовки в училище должен соответствовать единому уровню общего среднего образования, установленному в стране.
Учащимся предоставляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов с помощью факультативных и кружковых занятий.
18. Производственное обучение и производственная практика являются основой профессиональной подготовки учащихся и включают:
обучение учащихся в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебном хозяйстве училища, а также в цехах и на участках, полях и фермах, предоставляемых училищу базовым предприятием. Профессиональные умения и навыки учащиеся приобретают в процессе изготовления полезной продукции, выполнения сложных видов работ, как правило, по заказам базового предприятия и органов профессионально-технического образования;
обучение непосредственно на рабочих местах в условиях производства с целью прочного овладения учащимися практическими навыками и умениями эффективного использования новой техники и технологии, опытом новаторов производства, прогрессивными формами организации труда, а также воспитание у учащихся высокой культуры труда, чувства бережливости, ответственности за порученное дело;
производственную практику на базовом предприятии, которая имеет целью достижение установленного уровня квалификации по профессии, завершает профессиональное обучение и обеспечивает социальную, психологическую и профессиональную адаптацию учащихся в трудовом коллективе этого предприятия.
Производственное обучение и производственная практика учащихся проводятся, как правило, на предприятии, где учащиеся будут работать после окончания училища, под руководством мастеров производственного обучения училища в составе лучших бригад и звеньев, комсомольско-молодежных коллективов, особенно в тех, где внедрен хозрасчет и оплата труда производится по конечным результатам. Для руководства практикой учащихся привлекаются передовики и новаторы производства, ветераны труда, опытные наставники.
Учащиеся во время производственной практики в списочный состав работников предприятия или организации не включаются.
Производственная практика учащихся среднего профессионально-технического училища организуется в соответствии с положением о производственной практике, утверждаемым в установленном порядке Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.
19. Воспитательная работа осуществляется в единстве с учебным процессом в целях всестороннего и гармоничного развития личности и предусматривает тесную взаимосвязь всех видов коммунистического воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, военно-патриотического, правового, эстетического, физического, а также координацию усилий педагогического и ученического коллективов, общественных организаций училища и коллектива базового предприятия по формированию личности молодого рабочего.
20. Учебный год в среднем профессионально-техническом училище начинается 1 сентября, а на отделениях, укомплектованных выпускниками средней общеобразовательной школы, - не позднее 1 октября.
В среднем профессионально-техническом училище с вечерней (сменной) формой обучения, на вечерних (сменных) отделениях училища, при обучении лиц, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил СССР, а также при переподготовке рабочих кадров начало занятий устанавливается по мере укомплектования учебных групп.
Для учащихся, обучающихся один учебный год и более, устанавливаются каникулы, во время которых организуется отдых учащихся, проводятся мероприятия, направленные на развитие у них общественно-политической и трудовой активности. Сроки предоставления учащимся каникул и их продолжительность устанавливаются учебными планами.
Учебная нагрузка учащихся среднего профессионально-технического училища определяется учебными планами и, как правило, не должна превышать 36 часов в неделю. В училище, где обучение ведется на нерусском языке, выделяется дополнительно время на изучение русского языка.
Продолжительность работы учащихся в период производственного обучения в условиях производства и производственной практики должна соответствовать времени, отведенному учебным планом, и не превышать продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников.
В среднем профессионально-техническом училище с вечерней (сменной) формой обучения и на вечерних (сменных) отделениях училища порядок осуществления учебного процесса устанавливается с учетом характера работы базового предприятия.
21. Учащиеся среднего профессионально-технического училища объединяются по профессиям в учебные группы по 25-30 человек.
Группы с числом учащихся свыше 25 человек делятся на две подгруппы на занятиях по иностранному языку, а также при изучении русского языка и литературы в училищах, где обучение ведется на нерусском языке.
Занятия по физическому воспитанию проводятся раздельно для юношей и девушек при наличии в группе не менее 25 человек, из которых не менее 8 юношей или девушек.
Производственное обучение по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных или сложных работ, осуществляется в группах по 12-15 человек. Перечень этих профессий определяется Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
22. Основной формой организации теоретического и производственного обучения в среднем профессионально-техническом училище является урок. Кроме того, проводятся лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации, самостоятельные и лабораторные работы, факультативные занятия.
23. Продолжительность урока по предметам теоретического обучения устанавливается 45 минут, длительность перемен - не менее 10 минут, а после двух уроков, как правило, - не менее 15 минут. Занятия в учебно-производственных мастерских проводятся с 10-минутными перерывами через каждые 50 минут в первый год и через каждые 1 час 50 минут во второй и последующие годы обучения. Перерыв на обед продолжительностью не менее 1 часа устанавливается, как правило, после четвертого часа занятий.
Количество и последовательность уроков определяются расписанием учебных занятий.
24. Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (плохо), 1 (очень плохо).
Поведение учащихся оценивается как примерное, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное. Так же оценивается прилежание учащихся в учении и производительном труде.