1. Настоящий Порядок подготовлен на основе положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации* и регламентирует вопросы приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах федеральной службы безопасности** сообщений о преступлениях и информации, содержащей сведения о признаках противоправного деяния, требующей проверки и оперативного реагирования***.
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч.I), ст.4921; 2002, N 22, ст.2027; N 30, ст.3015, ст.3020, ст.3029; N 44, ст.4298; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700, ст.2706; N 27 (ч.II), ст.2708, N 28, ст.2880; Российская газета от 16 декабря 2003 года N 252 (3366).
Далее - УПК России.
** Далее - органы безопасности, если не оговорено иное.
*** Далее - иная информация о преступлениях.
Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы приема, регистрации, учета и рассмотрения сообщений о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, и лицами гражданского персонала органов безопасности и пограничных войск в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также предложений, заявлений и жалоб граждан, не содержащих признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, то есть виновно совершенного общественно-опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом Российской Федерации* под угрозой наказания**.
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954.
Далее - УК России.
** Предложения, заявления и жалобы граждан (в том числе военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и гражданского персонала органов безопасности и пограничных войск), не содержащие признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, принимаются, регистрируются, учитываются, рассматриваются и разрешаются в органах безопасности и пограничных войсках в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 4 декабря 2000 года N 613 (зарегистрирован Минюстом России 9 января 2001 года, регистрационный N 2521) (с изменениями, внесенными приказом ФСБ России от 14 августа 2001 года N 432 (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2001 года, регистрационный N 2890).
2. Информация о преступлениях в органы безопасности может поступать в виде:
- заявлений о преступлениях;
- явок с повинной;
- сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников.
Принятые сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников, помимо указанных в статьях 141 и 142 УПК России, оформляются рапортами об обнаружении признаков преступлений (приложение 1 к статье 476 УПК России)*.
_______________
* В таком же порядке оформляются сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные в результате осуществления оперативно-разыскной деятельности, если это не приведет к нарушению требований конспирации, к разглашению сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-разыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий.
В случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель/следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их прокурору для принятия решения в соответствии со статьями 144-145 УПК России (часть первая статьи 155 УПК России).
Кроме того, в органы безопасности может поступать иная информация о преступлениях.
3. Заявление о преступлении, явка с повинной и рапорт об обнаружении преступления являются сообщениями о преступлениях (пункт 43 статьи 5 УПК России).
4. Заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, служат поводами для возбуждения уголовного дела (часть первая статьи 140 УПК России).
5. Согласно статье 141 УПК России заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
Устное заявление о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к статье 476 УПК России), который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Заявитель предупреждается лицом, принявшим заявление о преступлении, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК России, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия.
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 УПК России.
6. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде (статья 142 УПК России).