Недействующий

О направлении методических рекомендаций (с изменениями на 27 мая 2004 года) (не применяется с 01.10.04 на основании письма ФТС России от 12.10.04 N 01-06/3086)

Статьи 16.16. Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств


Непринятие лицом, перемещающим товары и (или) транспортные средства, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств в установленный срок, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, -
     
     влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одной второй стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой.


В соответствии со статьей 99 ТК РФ под временным хранением товаров понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения под иную таможенную процедуру (например, под процедуру внутреннего таможенного транзита).

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения или в иных местах, определенных главой 12 ТК РФ. Товары могут помещаться на склад временного хранения:

1) для осуществления выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом либо иной таможенной процедурой (как в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, так и внутри таможенной территории Российской Федерации). В этом случае временное хранение товаров допускается также в иных местах - на складе получателя, в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях;

2) если ввезенные товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (в соответствии со статьей 13 ТК РФ товары, запрещенные к ввозу и не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, подлежат помещению на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля);

3) в случаях изъятия товаров таможенными органами при проведении специальной таможенной ревизии (статья 377 ТК РФ), а также у лиц, приобретших незаконно перемещенные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (статья 391 ТК РФ).

В соответствии с п.4 ст.103 ТК РФ срок временного хранения исчисляется со дня помещения товаров на склад временного хранения либо со дня приобретения ими статуса находящихся на временном хранении. При этом в случае применения внутреннего таможенного транзита при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места нахождения таможенного органа исчисление срока временного хранения начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита. Статус находящихся на временном хранении товары приобретают с момента их предъявления таможенному органу в месте прибытия (пункт 2 статьи 77 ТК РФ), а также получения разрешения таможенного органа на хранение товаров в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях (статья 116 ТК РФ), либо на складе получателя товаров, не являющемся складом временного хранения (статья 117 ТК РФ). ТК РФ не конкретизирует, в каких случаях срок временного хранения начинает течь с момента фактического помещения товаров на склад, а в каких - с момента приобретения товарами статуса находящихся на временном хранении, однако анализ положений Кодекса позволяет прийти к выводу о том, что срок временного хранения начинает исчисляться:

- со дня фактического помещения товаров на склад временного хранения (для товаров, не имеющих статуса находящихся на временном хранении, например, для иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, для товаров, изъятых при проведении специальной таможенной ревизии);

- со дня представления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (в том числе при последующем помещении товаров на склад временного хранения в месте прибытия);

- со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита (для товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита из места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе при их последующей перевозке по указанной процедуре на другой склад, а также при их временном хранении непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях, и на складах получателей товаров).

Непринятие предусмотренных таможенным законодательством мер по выпуску находящихся на временном хранении товаров в соответствии с определенным таможенным режимом либо по таможенному оформлению их в соответствии с иной таможенной процедурой в установленный срок влечет наступление ответственности в соответствии со ст.16.16 КоАП РФ.

Под мерами для выпуска товаров, непринятие которых образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения, следует понимать подачу таможенной декларации, а также действия, которые необходимо выполнить для соблюдения условий выпуска товаров, установленных ст.149 ТК РФ, - уплата таможенных пошлин, налогов, или обеспечение их уплаты, соблюдение запретов, ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, соблюдение условий помещения товаров под таможенный режим. При этом указанные действия должны быть совершены в совокупности и надлежащим образом. Так, подача таможенной декларации в отношении товаров, выпуск которых запрещен таможенным органом в связи с несоблюдением установленных запретов и ограничений, не является обстоятельством, исключающим ответственность лица.

Применение ст.16.16 КоАП РФ в отношении товаров, которые уже оформлены в соответствии с таможенным режимом экспорта во внутренних таможнях и по каким-либо причинам (остатки пароходных партий, изменения в договорных отношениях субъектов, ликвидация экспортера и т.п.) не вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации, не представляется возможным, так как хранение данных товарных партий не сопряжено с выполнением кем-либо обязанности по таможенному оформлению или выпуску этих товаров (они уже выпущены). По этой же причине необоснованно применение рассматриваемой статьи в отношении товаров, изъятых таможенными органами на основании ст.377 и 391 ТК РФ.

Обязанность совершить таможенные операции, необходимые для выпуска товаров, возложена на лиц, указанных в ст.16 ТК РФ, в связи с чем именно они подлежат ответственности за совершение данного правонарушения. ТК РФ 2003 года не использует понятие "лица, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу", которые указаны в диспозиции ст.16.16 КоАП РФ в качестве субъекта ответственности.