1. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств -
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой.
2. Утрата принятых для вручения таможенному органу документов на находящиеся под таможенным контролем товары и (или) транспортные средства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, заключается в:
- выдаче без разрешения таможенного органа находящихся под таможенным контролем товаров;
- утрате находящихся под таможенным контролем товаров;
- недоставлении в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров.
Несмотря на то что в диспозиции статьи указаны не только товары, но и транспортные средства, необходимо учитывать, что согласно главе 22 ТК РФ транспортные средства перемещаются через таможенную границу только в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза, и требования процедуры внутреннего таможенного транзита к ним не применимы. В этой связи предметом данного правонарушения могут быть только товары, а в отношении транспортных средств необходимо в рамках таможенного контроля проводить проверку на предмет выявления правонарушений, предусмотренных ст.16.19, 16.20, 16.21 КоАП РФ.
Обязанность по обеспечению сохранности товаров, находящихся под таможенным контролем, возложена на:
1) перевозчика при применении процедуры внутреннего таможенного транзита (ст.88 ТК РФ);
2) лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит в случае перевозки товаров в место доставки, не являющееся таможенным органом. Таким лицом может быть только лицо, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с ними других операций (п.6 ст.80, п.5 ст.92 ТК РФ);
3) владельца склада временного хранения (ст.112 ТК РФ);
4) получателя товаров в случае временного хранения товаров на складе получателя (ст.117 ТК РФ);
5) железную дорогу при временном хранении товаров непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, не являющихся складами временного хранения (ст.116 ТК РФ);
6) лиц, осуществляющих грузовые операции в порту, при совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки в морских и речных портах без помещения на склады временного хранения (ст.78 ТК РФ, п.13 Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной приказом ГТК России от 27 марта 2003 года N 939);
7) владельца таможенного склада (ст.230 ТК РФ);
8) владельца свободного склада (гл.12 ТК РФ 1993 года, см. комментарий к ст.16.14 КоАП РФ);
9) владельца магазина беспошлинной торговли (ст.262 ТК РФ).
Требование доставить товары, находящиеся под таможенным контролем, в место доставки является одним из основных требований внутреннего таможенного транзита (глава 10 ТК РФ). В соответствии со ст.88 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары в место доставки, определяемое в соответствии со ст.85 ТК РФ и Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 8 сентября 2003 года N 973.
Выдача без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем товара заключается в его передаче третьим лицам с юридическим оформлением факта передачи или без такового.
Под утратой следует понимать выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.
Учитывая, что противоправным по смыслу ч.1 ст.16.9 КоАП РФ является недоставление товаров в определенное таможенным органом место, при доставлении товаров в таможенный орган, не являющийся местом доставки, в действиях перевозчика также усматривается состав данного правонарушения. Однако при привлечении перевозчика к ответственности допустимо применение ст.2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного правонарушения.
В случаях когда товары, помещенные под процедуру внутреннего таможенного транзита, доставлены на склад третьих лиц, но при этом не выданы (фактически не переданы и юридически не оформлен факт передачи) и срок их доставки не истек (у перевозчика существует теоретическая и практическая возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в определенное таможенным органом место), признаков правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, не усматривается. Однако в этом случае возможна квалификация деяний перевозчика по ст.16.10 (если не был соблюден маршрут доставки); 16.11 (при уничтожении, повреждении, утрате либо изменении средства идентификации, примененных таможенным органом); 16.13 (при проведении грузовых или иных операций без разрешения таможенного органа).
Следует отметить, что по данной статье не могут быть квалифицированы деяния, выражающиеся в невыполнении требований п.2 ст.69 ТК РФ. Требование о доставке товаров в место прибытия является частью процедуры прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, при этом место прибытия товара устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не определяется таможенным органом. В случае недоставки товаров в место прибытия после пересечения таможенной границы (а также их выдачи) деяние должно квалифицироваться по ст.16.1 КоАП РФ.
Учитывая, что в соответствии со ст.169 ТК РФ правила, установленные для внутреннего таможенного транзита, применяются к международному таможенному транзиту, факты выдачи, утраты или недоставления в место доставки товаров, помещенных под указанный таможенный режим, надлежит квалифицировать по ч.1 ст.16.9 КоАП РФ (абзац в редакции письма ГТК России от 27 мая 2004 года N 01-06/19268 - см. предыдущую редакцию).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.9 КоАП РФ, выражается в утрате документов на доставляемые в таможенный орган назначения товары, находящиеся под таможенным контролем.
Обязанность перевозчика доставить в место доставки не только перевозимые в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита товары, но и документы на них установлена подп.1 ст.88 ТК РФ. Ввиду отсутствия в ТК РФ аналогичного требования в отношении документов на транспортные средства ответственность по данной статье наступает за утрату только документов на товары.
В силу ст.169 ТК РФ утрата документов на товары, помещенные под международный таможенный транзит, также влечет ответственность по ч.2 ст.16.9 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения при выдаче и утрате товаров являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по обеспечению сохранности товаров. Ответственность за недоставку находящихся под таможенным контролем товаров, а также за утрату документов на перевозимые товары несут только перевозчики, в том числе таможенные перевозчики. Согласно подп.16. п.1 ст.11 ТК РФ перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств.