1. Непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы мер по обеспечению сохранности принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и (или) транспортных средств либо допущение неразрешенного их использования -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Несообщение перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, о месте нахождения принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы мер по обеспечению сохранности принятых к доставке товаров и транспортных средств либо в допущении их неразрешенного использования при применении процедуры внутреннего таможенного транзита и при международном таможенном транзите.
Обязанность перевозчика в случае возникновения аварии или действии непреодолимой силы принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств при осуществлении перевозки в соответствии с внутренним таможенным транзитом установлена п.1 ст.70 и п.1 ст.91 ТК РФ, действие которых в силу ч.2 ст.169 ТК РФ распространяется и на перевозку товаров при международном таможенном транзите.
В таможенном законодательстве понятие "авария" не определено, однако для целей применения настоящей статьи необходимо учитывать как лексическое значение данного слова, так и содержание понятия авария, установленного различными отраслями законодательства и международными договорами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением перевозок. Так, к аварии могут быть отнесены существенная неисправность транспортного средства или дорожно-транспортное происшествие. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" и Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, причинен иной материальный ущерб. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 год), утвержденное приказом ГТК России от 18 мая 1994 года N 206, устанавливает, что дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (п.13.1).
Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (ст.ст.202, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события (стихийные бедствия, войны и т.п.).
Устанавливая, что в случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств, ст.70 ТК РФ не содержит указаний о том, какие именно меры должны предприниматься. Представляется, что такие меры должны быть адекватными и направленными на реальное исполнение указанных требований. Оценка данным обстоятельствам должна даваться в каждом конкретном случае в зависимости от фактических обстоятельств дела.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.6 КоАП РФ, выражается в несообщении перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, о месте нахождения товаров и транспортных средств либо необеспечении перевозки (в том числе самостоятельно) в ближайший таможенный орган.
Следует отметить, что перечисленные в статье 70 ТК РФ обязанности возлагаются на перевозчика и в случае доставки товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия, а также если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории Российской Федерации. Однако комментируемая статья предусматривает ответственность за деяния в отношении товаров, принятых к доставке в определенное таможенным органом место, а при осуществлении процедуры прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации принятие товаров к доставке не производится, а место прибытия устанавливается законом. В связи с изложенным непринятие мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств, допущение неразрешенного их использования, несообщение в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров и транспортных средств, необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган при применении процедуры, предусмотренной ст.69 ТК РФ, не влечет ответственности по ст.16.6 КоАП РФ.