Концепция использования территориальной основы для многоэтапного отбора индивидуальных предпринимателей торговли заключается в следующем.
Первоначально создаются слои, представляющие собой перечень субъектов Российской Федерации. Затем в отношении каждого слоя - субъекта Российской Федерации - создается перечень населенных пунктов, находящихся на территории соответствующего субъекта Федерации, с признаком численности проживающего населения (по данным переписи населения). Затем список населенных пунктов расслаивается по численности населения. В каждом слое отбирается не менее двух населенных пунктов, по которым составляется перечень счетных участков.
Счетный участок - территориальный сегмент, в границах которого путем непосредственного обхода регистрируются, а затем наблюдаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в торговле или общественном питании. В качестве учетной единицы выступает место торговли: магазин (павильон), киоск - в случае торговли через стационарную сеть, и торговое место на рынке - в случае, если предприниматель торгует на вещевом, смешанном или продовольственном рынке; ресторан, кафе, бар - если предприниматель осуществляет деятельность в общественном питании.
Наблюдение осуществляется на сплошной основе, если в результате первичного обхода обнаружено ограниченное число учетных единиц. Иначе - на основе систематической выборки единиц из созданного во время предварительного обхода списка (более подробно приводится в разд.3.3.).