Основной целью выборочного обследования индивидуальных предпринимателей торговли является получение показателя оборота в разрезе субъектов Российской Федерации и в целом по стране. При создании основы выборки и определении плана отбора должны учитываться такие факторы, как динамично меняющийся состав исследуемой совокупности и практические сложности осуществления контакта с респондентами для получения первичных сведений по имеющемуся в органах статистики фактическому адресу проживания индивидуального предпринимателя.
Ввиду высокой степени вариации показателя оборота эффективность плана отбора требует использование списковой основы наблюдения. Однако из-за динамичности состава и структуры исследуемой совокупности основа выборки быстро устаревает. Это является причиной неполного охвата.
Один из путей обеспечения полноты охвата заключается в использовании территориальной основы отбора, которая покрывает всю территорию страны (региона) и, следовательно, всю целевую совокупность. Так же, как списочная основа является списком единиц совокупности, территориальная основа - перечень территориальных единиц. Эти единицы удобно отбирать с использованием расслоенной многоступенчатой схемы.
Хотя территориальная основа обеспечивает полный охват целевой совокупности, она обычно не приводит к эффективному плану отбора. Это связано с тем, что размер территориальных единиц (в смысле числа относящихся к ним единиц наблюдения) обычно существенно варьирует. Поэтому необходим большой объем территориальной выборки и непосредственно числа индивидуальных предпринимателей, включенных в выборку, чтобы обеспечить приемлемую точность результатов.
В связи с этим территориальные основы отбора наиболее часто используются в обследованиях, охватывающих широкий спектр показателей, которые достаточно равномерно распределены географически, например, обследование бюджетов домашних хозяйств.
Другой путь заключается в создании многоосновной базы проведения выборочного обследования. В многоосновном выборочном обследовании используется комбинация нескольких основ отбора. Основная причина использования многоосновного отбора - возможность возместить недостатки каждой основы достоинствами другой. Так, территориальная основа отбора обеспечивает полноту охвата совокупности индивидуальных предпринимателей торговли, в то время как списочная, менее полная, но более эффективная в смысле точности результатов.
Таким образом, для организации выборочного обследования деятельности индивидуальных предпринимателей торговли и общественного питания, учитывая состав имеющихся сведений о них в ЕГРПО, целесообразно использовать комбинированное использование списочной и территориальной основ отбора.