ПРИКАЗ
от 29 декабря 2003 года N 221
Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации
(с изменениями на 27 декабря 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296 (Российская газета, N 101, 13.05.2011).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 16 августа 1994 года N 69 "Об утверждении и введении в действие Положения о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24 августа 1994 года, регистрационный N 665).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Н.Г.Смирнова.
Министр
С.Франк
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 января 2004 года,
регистрационный N 5493
Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации
(с изменениями на 27 декабря 2010 года)
1. Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ).
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001.
2. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
Настоящее Положение не распространяется на транспортные происшествия с военными, пограничными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемыми исключительно в некоммерческих целях (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
3. Расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) и ее территориальными органами (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3345; 2006, N 41, ст.4256; N 52 (ч.III), ст.5587; 2007, N 52, ст.6472; 2008, N 26, ст.3063; N 31, ст.3743; N 46, ст.5337; N 46, ст.5349; 2009, N 6, ст.738; N 13, ст.1558; N 18 (ч.II), ст.2249; N 30, ст.3823; N 33, ст.4081; N 36, ст.4361; N 51, ст.6332; 2010, N 25, ст.3170; N 26, ст.3350 (сноска дополнительно включена с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296).
4. Целью проведения расследования транспортных происшествий является установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.
Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296. - См. предыдущую редакцию)
5. Транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
6. К авариям следует относить:
транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);
затопление самоходных судов мощностью более 225 киловатт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию);
посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;
разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.
7. К инцидентам следует относить (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию):
все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию);
посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.
8. Виды транспортных происшествий:
соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);
соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);
затопление судов;
посадка на мель;
повреждение гидротехнических сооружений.
9. Причины транспортных происшествий:
невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;
нарушение командным составом трудовой дисциплины;
выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);
неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;
технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;
невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;
наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.
10. О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и территориальный орган Ространснадзора, судовладельца и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия. Примерный перечень сведений, передаваемых судовладельцу, территориальному органу Ространснадзора, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию, содержится в приложении N 1 (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
11. Диспетчер БОГУ на ВВТ, судовладелец, диспетчер порта, другой транспортной организации, района водных путей и судоходства (района гидросооружений), государственный транспортный инспектор (далее - инспектор) территориального органа Ространснадзора, получившие информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывают о случившемся своим руководителям по подчиненности (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
12. Руководители БОГУ на ВВТ, территориального органа Ространснадзора об авариях информируют Ространснадзор и органы прокуратуры по месту происшествия (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
13. Капитан (командир) судна или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия:
принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия;
при аварии поддерживает постоянную связь с судовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением флота на этом участке БОГУ, территориальным органом Ространснадзора (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию);
в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием сведений, содержащихся в приложении N 2. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с документами согласно приложению N 2 направляется в территориальный орган Ространснадзора, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
Акты о транспортных происшествиях с судами при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляются с участием представителей их владельцев.
При двух и более участниках транспортного происшествия возможно составление совместного акта, в случаях разногласий акт составляется с каждым участником отдельно.
В случае, когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с участием работников пути.
14. До получения разрешения территориального органа Ространснадзора судам запрещается покидать место транспортного происшествия. В случае невозможности связаться с территориальным органом Ространснадзора в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи капитан обязан принять все меры по документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования территориального органа Ространснадзора (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
15. Судовладельцы и владельцы гидротехнических сооружений в случае транспортного происшествия должны:
сообщить в территориальный орган Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло, а об аварии дополнительно сообщить в прокуратуру (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию);
указать в информации время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий;
установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации;
выехать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия.
16. Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки:
с пассажирскими судами - до 10 суток;
с другими судами, толкаемыми или буксируемыми составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 20 суток;
при выяснении сложных причин и необходимости дорасследования транспортных происшествий указанные сроки, по решению начальника территориального органа Ространснадзора, могут быть увеличены до 20 суток (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
Время расследования исчисляется с момента получения акта о транспортном происшествии до вынесения постановления начальником территориального органа Ространснадзора. Транспортное происшествие, информация о котором поступила в Ространснадзор по истечении 10 суток (скрытое транспортное происшествие), расследуется с момента его обнаружения и сроками не ограничивается (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
17. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.
18. Решение о расследовании скрытого транспортного происшествия принимает начальник территориального органа Ространснадзора (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).
19. Инспекторы территориального органа Ространснадзора в ходе расследования транспортного происшествия (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию):