Принят
на двадцать первом пленарном заседании
  Межпарламентской Ассамблеи
 государств - участников
 Содружества Независимых Государств
(постановление N 21-9
от 16 июня 2003 года
)

     

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О студенческом спорте



Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы развития студенческого спорта; он призван обеспечить охрану здоровья, осуществление профилактики заболеваний, поддержание высокой работоспособности студентов высших и средних специальных учебных заведений, разработку стратегии развития физической культуры и спорта, организацию пропаганды здорового образа жизни, эффективность системы непрерывного образования и развития личности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе


Физическое воспитание - процесс обучения в интересах подготовки студентов к активной общественной жизни и плодотворной трудовой деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья, постоянного совершенствования физического, нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания личности, включающий в себя все виды и формы организационной, целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой государственными и частными образовательными учреждениями в целях приобретения жизненно важных физических качеств и спортивного совершенствования студентов.

Студенческий спорт - спортивные занятия в высших и средних специальных учебных заведениях различных форм собственности по государственным программам, а также занятия в спортивных секциях и командах по игровым видам спорта общественных объединений спортивной направленности (спортивные клубы, коллективы физической культуры), участие в спортивных соревнованиях.

Государственные, региональные органы образования в сфере физической культуры и спорта - специально уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта в масштабах страны и муниципальных образований.

Образовательные учреждения - высшие и средние специальные учебные заведения различных форм собственности.

Спортивные сооружения - комплекс спортивных сооружений и баз, дворцы спорта, стадионы, спортивные залы, плавательные бассейны, лыжные базы, хоккейные корты, плоскостные спортивные площадки и футбольные поля, необходимые для организации учебных, учебно-тренировочных занятий в учебном процессе студентов, а также секционных занятий во внеучебное время.

Общественное объединение - добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение (спортивный клуб, коллектив физической культуры, спортивная и оздоровительная секции, спортивная команда).

Система физического воспитания - совокупность учебно-тренировочного педагогического процесса по программам и государственным образовательным стандартам различного уровня, направленным на формирование здорового физически и духовно, морально устойчивого гражданина, в сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

Учреждения дополнительного образования - спортивные школы, специализированные спортивные школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры олимпийской подготовки.

Спорт и физическая культура - составные части культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности, подготовки его к соревновательной деятельности.

Спортивная классификация - программно-нормативный документ, устанавливающий нормы для присвоения спортивных званий и разрядов, условия и порядок выполнения установленных нормативов.

Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона

1. Настоящий Закон направлен на обеспечение конституционных прав студентов на всестороннее развитие, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

2. Задачами настоящего Закона являются:

- обеспечение и защита прав студентов на занятия физической культурой и спортом;

- создание правовых гарантий для функционирования и развития студенческого спорта;

- определение прав и правовое регулирование обязанностей и ответственности государственных органов, образовательных учреждений, физических и юридических лиц в области студенческого спорта;

- подготовка, переподготовка и повышение профессиональной квалификации тренерско-преподавательских, медицинских кадров, работающих в образовательных учреждениях, студенческих общественных объединениях;

- правовое и организационное обеспечение взаимного признания документов, выдаваемых образовательными учреждениями студентам-выпускникам, а также детско-юношескими спортивными школами, спортивными школами олимпийского резерва государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - государств-участников);

- расширение межгосударственного пространства для проведения спортивно-массовых мероприятий среди студентов;

- расширение информационного пространства, обмена опытом работы по подготовке спортсменов высокого класса из числа студентов, проведения совместных учебно-спортивных мероприятий среди общественных студенческих спортивных объединений государств-участников.

Статья 3. Система физического воспитания
студентов

1. Общее физкультурно-спортивное пространство государств-участников характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере физического воспитания студентов, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, нормативных сроков обучения и перечней классификационных спортивных разрядов, стандартов. Организация спортивно-массовых мероприятий на территории государств-участников, формирование общего студенческого спортивного пространства является одним из приоритетных направлений политики государств-участников в области развития физкультуры и спорта.

2. Система физического воспитания студентов предусматривает организацию учебно-тренировочного процесса, проведение массовых спортивных мероприятий, соревнований в образовательных учреждениях, в студенческих спортивных общественных объединениях, а также участие студентов в международных спортивных мероприятиях.

3. Система физического воспитания включает в себя обязательное преподавание физической культуры в высших учебных заведениях, необходимое для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития, удовлетворения потребности в двигательной активности, а также совершенствования и повышения спортивного мастерства.

Для студентов с физическими недостатками или испытывающих по тем или иным причинам определенные физические трудности организуется специальное обучение, которое осуществляется в специальных оздоровительных группах или в специальных спортивных учреждениях для инвалидов за счет средств образовательных учреждений и органов социальной защиты населения.

4. В системе физического воспитания студентов могут создаваться и действовать детско-юношеские спортивные школы, школы высшего спортивного мастерства, учебные заведения для подготовки специалистов, научно-исследовательские институты, спортивные сооружения, общественные объединения, иные организации и учреждения, которые ставят целью физическое воспитание студентов.

Статья 4. Государственная политика
в области студенческого спорта

1. Государственная политика в области студенческого спорта определяется в порядке, предусмотренном законодательством государства, и призвана обеспечивать потребности студентов в физическом развитии личности, создание условий для полной реализации возможностей в укреплении здоровья, организации досуга, повышении спортивного мастерства.

2. Государственная политика в области физического воспитания и спорта - направляющая и регулирующая деятельность государства в области физической культуры и спорта, осуществляемая с целью эффективного использования возможностей в достижении вполне определенных стратегических целей и решении задач общегосударственного и глобального значения. Она осуществляется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных договоров и программ, других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений для реализации среди студентов спортивно-массовых мероприятий имеющимися у них средствами.

3. Государство принимает необходимые организационные и законодательные меры для обеспечения:

- доступа всех студентов к бесплатным академическим занятиям спортом в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования всех форм собственности, создания при образовательных учреждениях спортивных школ, школы высшего спортивного мастерства;

- координации научных исследований по наиболее актуальным проблемам вовлечения студентов в систематические спортивные занятия, подготовки в учебное время и после занятий спортсменов высокого класса, медико-биологического и допингового контроля;

- возможности использования спортивной базы, образовательных учреждений, научных достижений в целях подготовки спортсменов высокого класса, спортивного резерва, тренерских кадров и участия студентов во Всемирных студенческих играх;

- дальнейшего развития исторически сложившейся спортивной и духовной общности народов, проживающих на территории государства.

Глава 2. Управление системой студенческого
спорта и сфера действия

Статья 5. Законодательство о студенческом спорте

1. Законодательство государства о студенческом спорте формируется в соответствии с изложенными в статье 4 настоящего Закона принципами государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов и нормативных решений органов исполнительной власти. В его состав входят правовые нормы общегосударственного действия.

2. Законодательство о студенческом спорте определяет совокупность правоотношений между лицами (студентами), учреждениями и организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы образования, организации здорового досуга.

Статья 6. Управление физическим воспитанием
студентов

1. Управление физическим воспитанием студентов имеет государственно-общественный характер и осуществляется высшими органами государственной власти, органами управления образованием, физической культурой и спортом, общественными объединениями.

2. Основными принципами управления физическим воспитанием и спортом в государствах-участниках являются признание всеми органами государственной власти автономии образовательных учреждений, содействие студенческим спортивным общественным объединениям (спортивным клубам, коллективам физической культуры) в выполнении уставных целей и задач.

3. Контроль за качеством преподавания физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях осуществляется посредством выполнения государственных учебных программ и нормативов.

4. Аккредитация образовательных учреждений, в которых ведется преподавание физической культуры и спорта, осуществляется на основании заключения по его аттестации, проводимой независимой государственной аттестационной службой.

5. Государство обеспечивает формирование государственного бюджета образовательных учреждений в части расходов на физическую культуру и спорт, определения порядка финансирования системы спортивного образования студентов, подготовки спортсменов высокого класса, оказания помощи спортивным клубам.

Глава 3. Организация физического воспитания
и спорта среди студентов

Статья 7. Физическое воспитание в
общеобразовательных учреждениях

1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входят в круг обязанностей администраций указанных учреждений и каждого педагогического работника.

2. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и спортом, средства и методы физического воспитания, виды спорта и продолжительность занятий (не менее пяти часов в неделю) на основе государственных образовательных программ и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования и общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.

3. Образовательные учреждения ежегодно проводят тестирование и проверку физической подготовленности студентов в соответствии с установленными государственными нормативами. По итогам учебного года каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, а на выпускных курсах сдается экзамен.

4. Государственные и региональные органы управления физической культурой и спортом совместно с региональными государственными органами образования, с привлечением общественных объединений, организуют спортивные соревнования среди студентов по различным видам спорта, среди образовательных учреждений - смотры-конкурсы физической подготовленности студентов. Они имеют право поощрять победителей соревнований.

Статья 8. Физическое воспитание и
реабилитация студентов-инвалидов

1. Вовлечение студентов-инвалидов в занятия физической культурой и спортом направлено на повышение их двигательной активности, восстановление функций организма, организацию здорового досуга и является непременным условием реабилитации и адаптации.

2. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями и организациями здравоохранения, учреждениями социальной защиты населения.

3. Общеобразовательные учреждения, государственные органы социальной защиты населения совместно с общественными организациями инвалидов и общественными объединениями спортивной направленности обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовку спортсменов-инвалидов к международным спортивным соревнованиям и Параолимпийским играм.

Статья 9. Физическое воспитание по месту
жительства

1. Создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства студентов, а также в местах массового отдыха осуществляется администрациями образовательных учреждений.

2. Органы управления физической культурой и спортом совместно с органами жилищно-коммунального хозяйства оказывают помощь образовательным учреждениям и общественным объединениям в организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, пропаганды здорового образа жизни.

Статья 10. Физическая подготовка студентов
допризывного и призывного возрастов

1. Физическая подготовка студентов допризывного и призывного возрастов к военной службе проводится в общеобразовательных заведениях, а также в учебных пунктах начальной военной подготовки по государственным программам и нормативам.

2. Государственные, региональные и местные органы власти в области обороны могут заключать договоры со студенческими общественными объединениями спортивной и военно-спортивной направленности на организацию физической подготовки студентов к службе в вооруженных силах.

3. Руководство физической подготовкой студентов к военной службе и контроль за их подготовкой осуществляют органы государственной исполнительной власти в области обороны совместно с органами управления в области образования, физической культуры и спорта.

Статья 11. Учреждения дополнительного образования


Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки осуществляют подготовку студентов-спортсменов высокой квалификации по различным видам спорта для пополнения сборных команд.

Статья 12. Студенческие спортивные общественные
объединения

1. Членами и участниками студенческих спортивных общественных объединений в высших учебных заведениях могут быть граждане государств-участников, достигшие возраста 17 лет.

Членами и участниками спортивных общественных объединений в колледжах, техникумах могут быть граждане государств-участников, достигшие возраста 14 лет.

2. Приобретение прав юридического лица спортивными общественными объединениями колледжей и техникумов возможно при наличии в составе руководящего органа общественного объединения не менее трех человек, достигших возраста 18 лет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»