МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 ноября 2003 года N 1523


О включении в состав негосударственной части Музейного фонда
Российской Федерации культурных ценностей, принадлежащих на праве
собственности некоммерческому учреждению культуры "Музей-институт
семьи Рерихов в Санкт-Петербурге"


В соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 179 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.949, 2002, N 20, ст.1859), на основании заявления некоммерческого учреждения культуры "Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге"

приказываю:

1. Включить в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации 555 (пятьсот пятьдесят пять) музейных предметов, принадлежащих на праве собственности некоммерческому учреждению культуры "Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге" (приложение 1), принимая во внимание экспертное заключение комиссии Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга о музейной, историко-художественной и мемориальной значимости данных предметов (приложение 2).

2. Отделу музеев (А.С.Колупаева) в установленном порядке произвести включение указанных предметов в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

3. Некоммерческому учреждению культуры "Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге" (А.А.Бондаренко) обеспечить учет и хранение указанных музейных предметов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Отдел музеев (А.С.Колупаева).

Первый заместитель Министра
Н.Л.Дементьева

     

     

Приложение 1
к приказу Минкультуры России
от 10 ноября 2003 года N 1523

     

ОПИСЬ
мемориальных предметов семьи Рерихов, принадлежащих НУК "Музей-институт
семьи Рерихов в Санкт-Петербурге", поступивших от Л.С.Митусовой


N по по-
ряд-
ку

Наименование и краткое описание предмета (автор, название, дата, надписи, подписи, что изображено, сохранность и пр.)

Количество

Материал и техника

Размеры в см

Сохранность

Примечание (место происхождения, окантовка, источники атрибуции, публикации и др.)

1

2

3

4

5

6

7

I. Мебель из квартиры Рерихов на Мойке, 83*

________________
     * Вывезена С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83.

1.

     Шкаф книжный красного дерева в стиле ампир, на ножках, с четырьмя полками. Дверца наполовину застеклена. Украшен золоченой резьбой в виде женских полуфигур и ступней ног. Филенка на дверце инкрустирована черным деревом. XIX век.

1

Дерево, стекло, инкрустация, резьба, золочение

156 x 73 x 34

Замок сломан. Золоченые детали (ступни ног) частично утрачены. В 1950-57 годах реставрирован мастером Минкевичем

Находился в детской комнате Юрия и Святослава Рерихов. При посещении квартиры Митусовых в 1958 году Ю.Н.Рерих узнал его, погладил и сказал: Вот и мой шкапик.

2.

     Шкаф книжный красного дерева в стиле ампир. Внутри 4 полки. Дверца наполовину застеклена. Вокруг стекла и на картине накладной резной декор из темнокоричневого дерева. С внутренней стороны к дверце прикреплена старинная ткань со сложным узором, занавешивающая стекло. XIX век.

1

Дерево, стекло, резьба, ткань

172 x 95 x 40

Имеются утраты резного декора в двух местах, ткань местами посечена. Замок сломан

3.

     Шкаф двустворчатый с навершием, ножки фигурные, внутри три полки. Навершие украшено горельефом, изображающим голову мифического существа - грифона с раскрытой пастью, резными валютами и цветочными пальметтами. XIX век.

1

Дерево, резьба

171 x 103 x 51

Без видимых дефектов

В квартире Рерихов таких шкафов было два. Один из них сестры Митусовы продали в 1967 году сотруднице ГПБ им.Салтыкова-
Щедрина М.М.Субботник. В настоящее время владельцами второго шкафа являются ее дочь Ирма Вильчинская и муж дочери Владимир Костин

4.

     Столик для рукоделия красного дерева в виде прямоугольного ящика с откидной крышкой-столешницей, украшенной инкрустацией в виде букета цветов в технике маркетри, на четырех сужающихся книзу каннелированных ножках; между собой ножки соединены двумя дугообразными перекладинами. Внутри - зеркало и десять отделений для ниток и принадлежностей шитья. Личина замка и ключ литые, с растительным орнаментом. XIX век.

1

Дерево, металл, зеркало, инкрустация, литье

75 x 60 x 42

Имеются утраты накладных панелей-реек, от крышек из красного дерева, покрывавших внутренние отделения для ниток, сохранились лишь фрагменты

Принадлежал Е.И.Рерих

5-6.

     Стул красного дерева с мягким сиденьем, обтянутым коричневой тканью растительного рисунка. На спинке - инкрустация черного дерева (с утратами). Передние ножки токарной работы, в сечении круглые. XIX век.

2

Дерево, ткань, инкрустация

Высота 85

Обивка обоих стульев потерта, выцвела, ткань сечется

7.

     Табурет с изогнутыми ножками и мягким сиденьем, обтянутым коричневой тканью растительного рисунка. На ножках - резные пальмовые листья. XIX век.

1

Дерево, ткань, резьба

41 x 40 x 40

Сидение не закреплено

8.

     Табурет круглый на четырех сужающихся книзу ножках. Ножки внизу гладкие, вверху каннелированные. XIX век.

1

Дерево, резьба

Высота 36, диаметр 38

В 1950-57 годах реставрирован мастером Минкевичем

ИТОГО:

8

II. Живопись и графика

9.

     Неизвестный художник XVII-XVIII вв. Пейзаж.

     Подпись художника отсутствует. Без надписей. Одинокая фигура в красном одеянии, на заднем плане - руины домов в окружении деревьев, вдали - холмы

1

Дерево, м.

11,7 x 18,8

Канелюры, вздутия красочной поверхности. Первоначально была в золоченой раме

Происходит из коллекции живописи (преимущество фламандской и голландской школ), принадлежав-
шей Н.К.Рериху. Вывезена С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Окантована в раму без стекла во второй половине 1990-х годов

10.

     Неизвестный русский мастер. Икона Святого Николая в серебряном окладе. 1880-е.

     Оклад съемный, штампованный, с прорезями для лика и рук, украшенный гравировкой с надписью на нимбе: СВ. НИКОЛЫ. СВЯТОШ. К. Ч. . На окладе в левом нижнем углу два клейма: 1. Проба: 84 и 2. Монограмма мастера: С.Сорочка бархатная. Оклад крепится к доске четырьмя медными гвоздиками. По нижней кромке оклада утраты серебра

1

Дерево, т. (икона); серебро, штамповка, резьба (оклад)

5,0 x 4,5

Общее потемнение изображения

Икона принадлежала Гизеле Ингеборг Фричи (1899-1996), которая получила ее от Е.И.Рерих в первой половине 1950-х годов. После смерти Г.И.Фричи передана Л.С.Митусовой в позднем тканевом футляре с шитьем (индийская работа)

11-12.

     Николай Константинович Рерих (1974-1947). Рисунки "Чучело утки" и "Чучело тетерева" (названия условные), выполненные в период учебы в Имп. Академии художеств. Не позднее 1895.

     На об. 1-го рис.контуры утиной головы и арифметические расчеты. На об. 2-го рис.в левом верхнем углу надпись: N 16

2

Б., кар., акв.

1: 15,5 x 17;
2: 21 x 15. Размеры в свету

Без видимых дефектов

Вывезены С.С.Ми-тусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Окантованы в 2000 году под стеклом без рамы вместе с рис."На чужом берегу" и "Волки" (2)

13.

     Н.К.Рерих. Рисунок "Выдача головой" (название авторское, написано на лицевой стороне листа, под правым нижним углом рисунка). Не позднее 1895.

     Наброски возницы, тянущего лошадь в упряжке. На об. - академический этюд головы статуи, в правом верхнем углу подпись: Н. Р.

1

Б., кар., белила (лиц. ст.). Б., акв., кар., белила (об.).

12 x 16 (лиц. ст.); 10 x 20 (об.). Размеры лиц. ст. в свету

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Окантован в 2000 году. Под стеклом без рамы. Опубликован: ПРС. N 1.СПб., 1998. С.21

14.

     Н.К.Рерих. Рисунок "На чужом берегу" - набросок композиции к одноименной картине. Не позднее 1897.

     На об. в левом нижнем углу листа авторская надпись чернилами: "На чужомъ берегу."

     эскизъ.,

а также эпиграфы к эскизам декоративных фресок "Утро богатырства Киевского" и "Вечер богатырства Киевского" (строки из былин)

1

К., кар.

23,5 x 31,2

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Окантован в 2000 году под стеклом без рамы вместе с рис."Чучело утки", "Чучело тетерева" и "Волки" (2)

     

15-16.

     Н.К.Рерих. Рисунки "Волки" - наброски композиции к одноименной картине по мотивам баллады графа А.К.Толстого "Волки". Не позднее 1900.

     На об. 2-го рисунка подпись кар.: H.P. Вместе с рис.сохранился чистый лист бумаги

2

Б., кар.

1: 20,2 x 29,2;
2: 20,2 x 29,5
(12,8 x 21,5).
В скобках размер разбитого на квадраты прямоугольника рис.

Без видимых дефектов

Вывезены С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83.
Рис.1 окантован в 2000 году в раму под стеклом. Рис.2 окантован в 2000 году под стеклом без рамы вместе с рис."Чучело утки", "Чучело тетерева"

17.

     Н.К.Рерих. Эскиз к картине "Ждут". Не позднее 1901.

     На об. надписей нет. В кат. В.В.Соколовского числится до 1918 года под названием "Охота на лося". В публ. В.А.Росова об МСССМ (Рериховский вестник. N 2. С.33) - картина Н.К.Рериха ("Охота")

1

X., м.

18,0 x 24,5

Без видимых дефектов

Принадлежал С.С.Митусову. Окантован в раму под стеклом в 1980-е годы Б.П.Коваленко. Опубликован: ПРС.N 2-3. Самара, 1999

18.

     Н.К.Рерих. Чудские бляшки и пронизки. Прориси - изображения 19 археологических находок (литая мелкая пластика, выполненная в урало-алтайском зверином стиле). Предположительно 1902-1906

1

Калька, тушь

26 x 47

Без видимых дефектов

Калька вывезена С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Окантована в рамке под стеклом в мастерской МОО "ЦДК" (г.Самара) в 1996 году Опубликована: ПРС.N 2-3. С.368

19.

     Н.К.Рерих. Автолитография "Царь" ("К царю челобитчики"). 1905.

     Трехцветная (оранжевая, серая, зеленая). В правом нижнем углу: Н.Рерих. Выполнена по рисунку "Царь" для журнала "Весы" (Подлинник в Казанской картинной галерее, N ГМТр-1279)

1

Бумага. Авторский оттиск

17,5 x 31,5
(лист);
10,5 x 22,5
(в свету)

Без видимых дефектов

Принадлежала С.С.Митусову.
Окантована в рамке под стеклом в мастерской МОО "ЦДК" (г.Самара) в 1996 году

20.

     Н.К.Рерих. Виньетка "Вороны " (название условное). Автолитография. Около 1905.
     Без надписей

1

Бумага. Авторский (?) оттиск

9,2 x 13,3
(лист);
овал
4,5 x 5,0
(в свету)

Без видимых дефектов

Принадлежала С.С.Митусову

21.

     Н.К.Рерих. Рисунок виньетки "Птица с раскрытыми крыльями" (название условное). Около 1905.

     Без надписей

1

К., тушь, кар.

4,1x5,3

Без видимых дефектов

Принадлежала С.С.Митусову. Подготовлена круглая рамка в 2001 году

22.

     Альбом Н.К.Рериха с натурными зарисовками, рисунками и путевыми записями. 1910 (Датируется по записи о раскопках в Новгороде летом 1910 года). В альбоме 24 листа (имеются пустые).

     В альбоме 16 зарисовок и рисунков (названия условные): 1. "Панорама Волхова на Городище" , 2. "Облака на Городище" (5 вариантов), 3. "Лагерь монахинь Десятинного монастыря на берегу Волхова", 4. "Каменные круги юго-западного Приильменья" , 5. "Элементы декора Троицкой церкви Духова монастыря", 6. "Подклет Никольского собора Вяжищского монастыря", 7. "За морями - земли великие" (набросок композиции), 8. "Сеча при Керженце" (2 наброска композиции), 9. "У Дивьего камня неведомый старик поселился " (набросок композиции), 10. "Крыльцо", 11. "Колонна"

1

Б., кар.

8,2 x 12,7

Внутри корешка разрывы обшивки. Обложка - картон, обернутый холстом. У верхнего края - холщевая петля для карандаша у верхнего края

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Опубликован выборочно: N 8 (законченный вариант) - Яковлева Е.П.
Театрально-
декорационное искусство Н.К.Рериха. Самара, 1996. С.45; N 1 - ПРС.N 2-3. С.280; N 2 (все варианты) - Там же. С.283-285, 288; N 3 - Там же. С.286; N 4 - Там же. С.287; N 5 и 6 - Там же. С.291.

23.

     Н.К.Рерих. Наброски предметов мебели (люстра, часы, диван). Около 1910.

     Запись о размерах и ценах пяти предметов: двух люстр, часов, дивана и шкафа

1

Б., кар.

11,7 x 12,2
(в сложенном виде)

Без видимых дефектов

Листок вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Опубликован: ПРС. N 2-3. С.277

24.

     Н.К.Рерих. Эскиз к картине "Человечьи праотцы ". Около 1911.

     Без надписей. В публ. В.А.Росова об МСССМ назван "Наши праотцы "

1

Б., наклеенная на к., т.

11,0x15,3

Без видимых дефектов

Принадлежал С.С.Митусову. Окантован в раму под стеклом. На об. окантовочного картона наклейка выставки ГРМ 1974-1975 годы, заполненная В.П.Князевой

.25.

     Н.К.Рерих. Рисунок "Городок" ("Монастырь на холмах ") (названия не авторские, известны по литературе). Не позднее 1917.

1

Б., наклеенная на к., кар.

10,5 x 27,0

Окантовка имеет дефекты (окантовочная бумага выгорела, кое-где отходит от стекла)

Принадлежал С.С.Митусову, окантован при его жизни под стеклом

26.

     Н.К.Рерих. Рисунок "Звериный орнамент " (название условное) - эскиз орнамента в древнерусском стиле с изображением мифических зверей. Не позднее 1917.

1

К., акв., тушь

46,5 x 7,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83, Окантован в мастерской МОО "ЦДК" (г.Самара) в 1996 году в рамку без стекла. Опубликован: ПРС. N 2-3. C.532

27.

     Н.К.Рерих (?). Новодевичий монастырь ночью. Подкрашенная линогравюра. Не позднее 1917.

     Без надписей. Авторство требует дополнительного экспертного заключения. На берегу Москва-реки черным силуэтом изображена панорама Новодевичьего монастыря. Окна собора освещены

1

Линогравюра на темно-серой б., п.

23,0 x 32,0

Без видимых дефектов

Вывезена С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83

28.

     Н.К.Рерих. Тибет. 1943.
     На об. авторские пометы:

204
----
----
----

     
     (в левом нижнем углу) и 041441 (в правом нижнем углу).

     В каталоге В.В.Соколовского назван Гималайский этюд со ступой, в публикации В.А.Росова - картина "Горное селение"

1

К., т.

31 x 46

Без видимых дефектов

Дар С.Н.Рериха Л.С.Митусовой в 1960 году в Москве. Подарен вместе с рамой под стеклом.
Вместе с этим этюдом был подарен Л.С.Митусовой еще один этюд из серии "Гималаи ", датированный 1941 годом: к., т., 31 x 46. Он незаконно изъят у Митусовых в мае 1994 года С.Соколовым

29.

     Борис Константинович Рерих. Портрет матери, Марии Васильевны Рерих, в профиль. Рисунок.

     В левом нижнем углу авторская надпись:

     50 минуть

     14 Января 1903.

     Б.Р.

1

Б., кар.

23,5 x 20,0

Без видимых дефектов. Небольшая реставрация окантовки произведена в 2000 году

Принадлежал С.С.Митусову. Под стеклом без рамки окантован до 1917 года

     

30.

     Б.К.Рерих. Портрет матери, Марии Васильевны Рерих, в фас (3/4 оборота). Рисунок.

     Лист с правой стороны загнут. В левом нижнем углу авторская надпись:

     Ноябрь

     1903 г.

     Б.Р.

     На загибе л. аналогичная надпись

1

Б. "верже" с водяным знаком L.BER-VILLE, кар.

26,5 x 28 (лист); 26,5 x 20
(в свету)

Без видимых дефектов

Принадлежал С.С.Митусову, окантован при его жизни в рамке под стеклом

31.

     Юрий Николаевич Рерих. Рисунок "Луч ангелов" (название условное). 1910-е.

     В правой нижней части рис.авторская монограмма. Первоначально закрывался двумя расписными створками, из которых сохранилась лишь одна правая; на ней изображена криптограмма X в квадрате и христианский крест на постаменте, обозначенном двумя чертами

1

Дерево, м., гуашь

5,0 x 6,5 (рис.)
5,0 x 3 (створка)

Одна из створок утрачена, в настоящее время сохранившаяся створка отделилась от рисунка

Вывезен С.С.Мнтусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83

32.

     Ю.Н.Рерих. Рисунок "Городской мотив " (название условное) 1910-е.

     Внизу две одинаковые монограммы: Y N R.

1

Б., кар., акв.

5,5 x 5,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Окантован в старинную медную рамку в 2000 году

33.

     Ю.Н.Рерих. Рисунок "Масленица" (название условное). 1910-е.

     В правом нижнем углу авторская монограмма

1

К., м.

26,5 x 36,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Окантован в рамке под стеклом в мастерской МОО "ЦДК" (г.Самара) в 1996 году

34.

     Ю.Н.Рерих. Рисунок "Бой на реке" (название условное). 1910-е.

     Без надписей

1

Б., акв., белила, кар.

27,0 x 26,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Авторство указано Л.С.Митусовой. Окантован в рамке под стеклом в мастерской МОО "ЦДК" (г.Самара) в 1996 году

35.

     В замке ночью (название условное). Из детских рисунков Ю.Н.Рериха или Святослава Николаевича Рериха. 1910-е.

     Без надписей. Изображены две статичные фигуры без одежды (привидения?), лестница, дверь, окно с решеткой, стены, выложенные из крупных валунов

1

Б., кар., акв.

9,0 x 11,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Авторство указано Л.С.Митусовой. Под стеклом без рамки. Окантован в 2000 году

36.

     У курятника (название условное). Из детских рисунков Ю.Н.Рериха или С.Н.Рериха. 1910-е.

     Без надписей. Изображены петухи, куры и цыплята у корыта в окружении деревянных хозяйственных построек

1

Б., кар., акв.

8,0 x 10,0

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Авторство указано Л.С.Митусовой. Под стеклом без рамки. Окантован в 2000 году

37.

     Валдайские холмы (название условное). Из детских рисунков Ю.Н.Рериха или С.Н.Рериха. 1910-е.

     Без надписей. На тыльной стороне окантовочной бумаги удостоверительная запись Л.С.Митусовой. Изображены зеленые холмы, речная заводь, развилка дорог и облачное серое небо

1

Б., кар., акв.

14,5 x 17,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83 . Авторство указано Л.С.Митусовой. Под стеклом без рамки. Окантован в 2000 году

38.

     Деревенская заводь (название условное). Из детских рисунков Ю.Н.Рериха или С.Н.Рериха. 1910-е.

     Без надписей. На об. удостоверительная запись Л.С.Митусовой. Изображены деревенские домики у водоема, облака и летящие птицы, пасущийся скот, плавающие птицы, деревья, "журавль" колодца

1

Дерево, м.

14,0 x 18,0

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Авторство указано Л.С.Митусовой

39.

     Монастырь на Валдае (название условное). Из детских рисунков Ю.Н.Рериха или С.Н.Рериха. 1910-е.

     Без надписей. Изображены храмы и башни монастыря в холмистой местности, рядом с озером. Рамка из бересты

1

Б., аппликация бересты, акв., кар.

12,8 x 12,8

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Авторство указано Л.С.Митусовой. Под стеклом без рамки. Окантован в 2000 году. Опубликован: Рериховский вестник. N 3 . СПб. - Извара, 1991. С.30 (под названием "Святослав Рерих. Ранний рисунок")

40.

     С.Н.Рерих. Рисунок "Человечек на берегу под деревом" (название условное). 1910.

     На тыльной стороне окантовочной бумаги автограф Е.И.Рерих или С.С.Митусова (?): 1910 год. Светикъ

1

Б., акв.

11,0 x 12,0

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом без рамки. Окантован до 1917 года

41.

     С.Н.Рерих. Рисунок "Лесок". 1911.

     На тыльной стороне окантовочной бумаги карандашные записи Е.И.Рерих и С.С.Митусова (?): N 3 1911 г. Света 7 лет
     7 л. Св. Р-х.

1

Б., акв.

11,0 x 12,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом без рамки. Окантован до 1917 года. Издан в цвете под названием "Лесок" в сборнике "Наш Журнал" (Пг.: Свободное искусство, 1916)

     

42.

     Альбомчик С.Н.Рериха с 11 рисунками и 6 записями "Некоторые рассказы из альбома Рериха" (как значится на обложке) или "Книга некоторых мелких птиц Смоленской губернии" (как значится на титульном л.). 32 с.1914

     Названия рисунков (авторские названия отмечены, остальные - условные, сгруппированные по листам): "Обложка", "Титульный лист", "Чучела двух птиц и горшок", "Воробей" (авт.), "Ушан. Филин" (авт.), "Лесные птицы. Ястреб" (авт.), "Сова. Петух. Улитка", "Стрела" (авт.), " ' Archaeopterix" (авт.), "Летающий дракон, называемый птеродактилем. Стегозавр. Игуанодон. Аргегозавр. Сиватериум. Глиптопод. Мастодонт. Махаирод. Бронтозавр. Мамонт" (авт.), "Человечек. Моток ниток. Главка с православным крестом".

     Записи ("рассказы"): 1) "Ласточка деревенская"', 2) "Крапивник"; 3) "Летняя ночь"; 4) Без названия ("Мы набросали в общих чертах..."); 5) "Рассказ мышки"; 6) "На охоту". На с.22 - автографы Ю.Н.Рериха

1

Б., железо, аппликация, ковка, акв., тушь, кар.

14,2 x 12,2

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Опубликован (выборочно): Рериховский вестник. N 3. СПб. - Извара, 1991. С.27-29, 31 (рисунки: "Титульный лист", "Лесные птицы. Ястреб", "Arcliaeopterix", "Летающий дракон, называемый птеродактилем. Стегозавр. Игуанодон. Аргегозавр. Сиватериум. Глиптопод. Мастодонт. Махаирод. Бронтозавр. Мамонт "; запаси: N 1, 3, 5 и 6)

43.

     С.Н.Рерих. Рисунок "Ефим на берегу озера Ключино " (название условное). 27 января 1916.

     В правом нижнем углу авторская надпись:
     С.Р.

     27 Ян. 1916 г.

     Изображены крестьянин и летящий над озером лебедь.

1

Б., акв., тушь

10,2 x 12,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом без рамки. Окантован в 2000 году

44.

     С.Н.Рерих. Рисунок "Щурка (золотистая)". 19 сентября 1916.

     На рис.авторские надписи: ЩУРКА (золотистая).

     Рис.съ натуры. С.Рерихъ. 19/16. Года.

     Изображено чучело птицы

1

Б., кар.

31,0 x 21,5 (в свету)

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом без рамки. Окантован в 2000 году

45.

     С.Н.Рерих. Рисунок "Музицирующий лама на буйволе" (название условное), 18 ноября 1916.

     В правом нижнем углу авторская надпись:

     С.Рерих. 19/16 л.

     Рис.с натуры статуэтки

1

Б., кар.

25,0 x 35,0

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Окантован в рамке под стеклом в мастерской МОО "ЦДК" (г.Самара) в 1996 году

46.

     С.Н.Рерих. Рисунок "У моста" (название условное). Около 1916.

     В правом нижнем углу подпись: С Рерихъ. Изображен мост через реку, дорога, идущая к холму, две птицы в небе

1

Б., акв.

17,0 x 19,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом без рамки, окантован в 2000 году. Опубликован: Рериховский вестник. N 3. СПб. - Извара, 1991. С.30 (под названием "Святослав Рерих. Ранний рисунок")

47.

     С.Н.Рерих. Рисунок "Печать" (название условное). Около 1916.

     В правом нижнем углу подпись: С Рерихъ.

     Изображена в профиль антропоморфная статуэтка, являющаяся одновременно печатью

1

Б., кар.

23,0 x 14,0
(в свету)

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом без рамки окантован в 2000 году

48.

     С.Н.Рерих. Рисунок "Мальчик". Около 1916.

     В правом нижнем углу подпись: С Рерихъ.

     Над головой мальчика надпись: Мальчикъ

1

Б., кар.

23,0 x 16,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом без рамки окантован в 2000 году

49.

     С.Н.Рерих. Рисунок "Сатир (маленький)". Около 1916.

     На рис.авторские надписи: САТИРЪ (маленький)

     Рис.Съ Ham. С.Рерихъ.

     Изображена статуэтка.

1

Б., кар.

22,5 x 18,5

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом без рамки окантован в 2000 году

50.

     М.Моллер. Проект декоративного блюда (?) в память 300-летия Дома Романовых. Конкурсная работа в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. 1913.

     В правом нижнем углу листа подпись: М.Моллеръ.

     Изображен монастырь за крепостной стеной с башнями, звонницей, собором, церковью и др. постройками. В отдалении виднеются древнерусские крепости и храмы. На небе помещен герб Российской империи. По борту надпись в старорусском стиле: БЕЗ ГОСУДАРЯ ГОСУДАРСТВО НИЧЕМ НЕ СТРОИТСЯ

1

Б., кар., тушь

13,4 (диаметр в свету);
36,5 x 28,3
(лист)

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом в рамке окантован в 2001 году

51.

     Бринк. Проект декоративного блюда (?) в память 300-летия Дома Романовых. Конкурсная работа в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ). 1913.

     В нижнем левом углу подпись автора: Бринкъ и помета рукой Н.К.Рериха: V [премия] - Бринкъ. В центре профили первого и последнего царей из династии Романовых - Михаила Алексеевича и Николая II Александровича в обрамлении надписи в старорусском стиле: В ПАМЯТЬ ТРЕХСОТЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ и растительного орнамента с гербами России и юбилейными датами 1613 и 1913

1

Б., кар., белила, тушь

23,5 x 23,8
(лист);
21,4 (диаметр в свету)

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом в рамке окантован в 2001 году

52.

     Бринк. Проект декоративного блюда (?) в память 300-летия Дома Романовых. Конкурсная работа в Рисовальной школе ИОПХ, 1913.

     В нижнем левом углу подпись: Бринкъ. В центре композиция с изображением пятиглавого собора и образцов древнерусского зодчества в обрамлении растительного орнамента. Вверху изображения солнца и луны, по краям - шестиконечных звезд. По борту надпись в древнерусском стиле: БЕЗ ГОСУДАРЯ ГОСУДАРСТВО НИЧЕМ НЕ СТРОИТСЯ КРЕПКО. По краю борта точечный орнамент

1

24,0 x 23,5
(лист);
21 (диаметр в свету)

Б., кар., белила, тушь

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом в рамке окантован в 2001 году

53.

     А.Громов. Проект двух декоративных блюд (?) в память 300-летия Дома Романовых. Конкурсная работа в Рисовальной школе ИОПХ. 1913.

     В нижнем левом углу подпись: А.Громов. В левой композиции в центре профили первого и последнего царей из династии Романовых - Михаила Алексеевича и Николая II Александровича, внизу надпись в старорусском стиле: В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ. 1613. 1913, вверху и по бокам три одинаковых герба России, по бокам два бутона цветов. В правой композиции в центре древнерусский кремль с собором и колокольней, внизу надпись в старорусском стиле: БЕЗ ГОСУДАРЯ ГОСУДАРСТВО НИЧЕМ НЕ СТРОИТСЯ КРЕПКО, вверху и по бокам три одинаковых герба России, по бокам два бутона цветов

1

21,8 x 36,8
(лист);
12,0
(диаметры в свету)

Б., кар., тушь

Без видимых дефектов

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83. Под стеклом в рамке окантован в 2001 году

54.

     Альбом Евгения Евгеньевича Лансере с пейзажами, портретами и бытовыми зарисовками. Кавказский фронт, 1914-1915. 68 с.+ 4 с обложки.

     Всего 34 л. в переплете, из них 11 оторваны от корешка (с.13-14, 19-32, 53-54, 57-58, 67-68). На 6 л. (с.31-32, 35-36, 39-40, 45-46, 49-50, 53-54) гербовое клеймо бумажной фабрики:

     6 [герб] 6

     АКЦ. ОБЩ.

     КЮММЕНЕ.

     На 1 с. обложки надписи черными чернилами, сделанные предыдущим владельцем альбома. В верхнем правом углу (надпись замазана фиолетовыми чернилами): В.Давыдовъ-Карапетовъ. Война 14-16. В нижнем правом углу надпись: 22 цветныхъ пейзажа.

     На 4 с. обложки авторская надпись карандашом: 656-78. Авторские надписи на рисунках (в нижнем правом углу): Хой (с.3, 5, 7); Иваглю (с.9); Джульфа (с.13, 19, 29); Араксъ (с.21); Cm. Джульфа (с.27); Хоркори (с.35, 45, 47); С.Хаписуръ (с.49); Борисъ Лъвовичъ Томашевичъ (с.57); Юсуф Куламъ Али оглы (с.63). Некоторые надписи закрашены и неразличимы (с.51, 53, 59 и др.). На с.4 отпечаталась надпись, по почерку напоминающая автографы С.С.Митусова.

     В альбоме рис. выполнены на 41 страницах, в т. ч. на 17 страницах рис. цветные (часть рис., по-видимому, была утрачена). Изображены персы и азербайджанцы - жители селений Хой, Джульфа и др. (с.1, 3, 5, 7, 14, 47, 51, 57, 59, 61, 63, 65, 68), русские офицеры и казаки, в т.ч. всадники (с.10, 15, 31, 39, 41, 43, 55, 57, 62), женщины (с.11, 63), пейзажи предгорий и речных долин (с 2, 12, 13, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 35, 45, 47, 49, 53, 59, 67), внешнее и внутреннее убранство военных лагерей (с.9, 37, 43), верблюды (с.30, 31,33, 39), лошади (с.10, 45, 55)

1

Бумага плотная (с.1-30, 55-68, с.2 и 3 обложки) и тонкая (с.31-54), акв., цветной и св. кар.

17 x 21 (обложка); 16,2-16,3 х  20,1-20,3 (листы)

Некоторые листы отделились от корешка. Обложка - картон, обернутый холстом, имеющим кое-где потертости. У верхнего края - холщевая петля для карандаша у верхнего края

Авторство указано Л.С.Митусовой. С.С.Митусов говорил, что этот альбом подарил Н.К.Рериху сам Е.Е.Лансере. Вывезен около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83

     

55.

     Н.Э.Геллер. Рисунок [1914-1917].

     Композиция из трех голов в профиль (А.С.Пушкин в гробу, Сирано де Бержерак и некто). Рис.выполнен в нижней части второй стр. обложки альбома. На 3 с. обложки в нижней части штамп: Н.Э. Геллеръ, бывш. Брюкнеръ. Петроградъ. Гороховая ул. N 16. Теп. 244-49. В верхнем правом углу надпись, возможно, фиксирующая первоначальное число стр. альбома: А 150. По всей внутренней части обложки надписи - расчеты, монограммы и сокращенные слова

1

Б., кар.

24,3 x 16,5

Вся внутренность альбома утрачена. Обложка - картон, обернутый холстом. У верхнего края - холщевая петля для карандаша у верхнего края

Вывезен С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83

ИТОГО:

47

     

III. Прикладное искусство*

________________

* Все предметы вывезены С.С.Митусовым около 1922 года из квартиры Рерихов на Мойке, 83.

56-57.

     Неизвестный мастер. Киот со скульптурным изображением бодхисатвы, принадлежавший Е.И.Рерих. Китай. XIX век.

     Киот деревянный цилиндрической формы двустворчатый, снаружи выкрашен в черный цвет, внутри вызолочен. Личина замка и петли металлические, гравированные

2

Высота скульптуры 15,5; высота киота 18,5

Дерево, резьба, левкас, роспись, металл, золочение, гравировка

Кисти рук святого утрачены. На нимбе утраты металла

Воспроизведен в раскрытом виде в изд.: Рериховский вестник. N 2. Л. - Извара, 1989. С.34

58.

     Неизвестный мастер. Письменный прибор, принадлежавший Е.И.Рерих. XIX век.

     С двумя чернильницами и двумя отверствиями для перьев. Выполнен в виде изящной шкатулки стиля рококо, на четырех изогнутых ножках, с росписью, позолотой и скульптурным изображением сидящей девушки, одетой по моде XVIII в. Чернильницы прикрыты съемными круглыми крышками. Фабричное клеймо отсутствует. На донной части помета краской: СЕ

1

18,0 x 18,5 x 1
0,5

Фарфор, роспись, позолота

Имеются следы склейки и сколы на ножках и по краю шкатулки и на головке девушки

Воспроизведен в изд.: Рериховский вестник. N 2. Л. - Извара, 1989. С.34.

59.

     Елена Ивановна Рерих (1879-1955). Бювар-папка для бумаг и писем с вышивкой. [СПб.] 1900-е годы.

     Бювар сшит из оранжевого штофа, украшен темнокоричневой тесьмой. На лицевой стороне овальный медальон с вышитым по мелкой канве букетом цветов. Подкладка - белый холст. Внутри бювара папка для бумаг и писем, изготовленная из приклеенных друг к другу атласной ткани, холста и плотной бумаги

1

Ткань (холст, шелк, штоф), тесьма, вышивка, бумага

27,5 x 20,0
(в сложенном виде)

Внутренняя подложка из прозрачной ткани не сохранилась. На внутренней стороне папки следы чернил и красок, карандашные надписи

Образец рукоделия Е.И.Рерих

60.

     Бювар Н.К.Рериха. Начало XX века.

     Из замши желтого цвета, с четырьмя отделениями, обтянутыми зеленой атласной тканью. Углы верхней крышки металлические с гравированными цветами под слоем эмали темнокрасного цвета

1

Кожа, ткань, металл, эмаль

34,5 x 25,0
(в сложенном виде)

На лицевой стороне значительные чернильные и масляные пятна

61.

     Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Статуэтка "Скандинав " (название условное). [1906-1917].

     Изображен мужчина в национальном скандинавском (?) костюме. Цвет поливы темносиний. Внутри по белой глине помета краской: 2 р. и монограмма: АГ.

1

Поливная керамика

11,5 x 5,0 x 5,5

Имеются следы склейки в области ног

62.

     Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Статуэтка "Китаец " (название условное). [1906-1917].

     Изображен сидящий "китаец" с пиалой в руке. Цвета поливы: зеленый и коричневый. Внутри по белой глине нацарапаны буквы: КРИ.

1

Поливная керамика

8,0 x 7,7 x 8,1

Имеются следы склейки в области левой ноги и головы. Изнутри треснута. На пиале утраты поливы

63.

     Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Статуэтка "Змея " (название условное). [1906-1917].

     Статуэтка покрыта поливой синезеленого цвета

1

Поливная керамика

11,5 x 7,2 x 4,4

На дне основания сквозное технологическое отверстие. Имеются следы склейки

64.

     Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Глиняная плитка с изображением сказочного героя. [1906-1917].

     Изображена рельефная фигура сидящего мужчины в окружении ярких цветов на синем фоне

1

Поливная керамика

17,5 x 10,2

Без видимых дефектов

65.

     Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Ваза керамическая. [1906-1917].

     На белом тулове зеленые разводы; украшена двумя рельефными маскаронами и геометрическим орнаментом, напоминающим меандр

1

Поливная керамика

Высота 15,5; средний диаметр 9,6

На горле следы склейки

66.

     Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Ваза декоративная. [1906-1917].

     Ваза белого цвета с широким сильно уплощенным туловом. Украшена расписными букетами цветов и темносиними с золотой обводкой растительными побегами

1

Поливная керамика. Роспись, позолота

6,0 x 11,0 x 7,0

Горло разбито и наполовину утрачено

67.

     Неизвестный автор (ученик Рисовальной школы ИОПХ). Ваза декоративная. [1906-1917].

     Ваза с шарообразным уплощенным туловом и маленьким низким горлом. Украшена свастиками, геометрическим орнаментом и изображениями птиц, держащих в клювах гирлянды цветов. Цвета поливы: белый, темносиний, желтый, бирюзовый

1

Поливная керамика. Роспись

7,0 x 14,0

Имеются многочисленные следы склейки, сквозная выбоина

68.

     Ю.Н.Рерих. Статуэтка "Дружок" (название авторское). 1910-е.

     Скульптурное изображение сидящей собаки Рерихов из необожженной серой глины

1

Глина, лепка

10,2 x 9,5 x 8,6

По краю основания сколы и утраты

69.

     Класс стекла Рисовальной школы ИОПХ под руководством Ольги Никандровны Каратыгиной. Н.К.Рерих и C.C.Митусов, купающиеся в реке жизни. Витраж. 1910-е.

     Н.К.Рерих и С.С.Митусов купаются в реке жизни. На берегу лежит их одежда персидского покроя. Красная - Митусова, голубая - Рериха. Их лошади ожидают в отдалении. В верхней части изображена процессия из 6 всадников, одетых также на восточный манер. Изображены деревья, кустарник и трава.

     Не менее 20 разных оттенков: синий, голубой, желтый, зеленый, коричневый, красный и др. Подвешивается за цепь, прикрепленную к середине верхнего ребра витража

1

Стекло цветное, роспись, свинцовая оплетка, стальной каркас

40,5 x 28,5

В двух фрагментах витража стекло треснуло

Воспроизведен в изд.: Рериховский вестник. N 2. Л. - Извара, 1989. С.32.

70.

     Класс стекла Рисовальной школы ИОПХ под руководством Ольги Никандровны Каратыгиной. Средневековье. Витраж. 1910-е.

     По мотивам М.Метерлинка. Кавалер берет за руку даму. По бокам 5 человеческих фигур и композиция из растительного орнамента. В центре геральдическая композиция и антропоморфное изображение солнечного диска.

     Не менее 20 разных оттенков: синий, голубой, желтый, зеленый, коричневый, красный и др. Подвешивается за цепь, прикрепленную к середине верхнего ребра

1

Стекло цветное, роспись, свинцовая оплетка, стальной каркас

36,0 x 26,5

В двух фрагментах витража стекло треснуло

71.

     Неизвестный автор (ученик или преподаватель Рисовальной школы ИОПХ). Шаржированный лепной портрет Н.К.Рериха. Около 1915.

     Портрет в виде археологического молотка. Подчеркнута бородка. На левом боку выцарапано: 15 (?).

1

Тонированный гипс, лепка

4,6 x 9,6 x 5,0; средний диаметр отверстия 2,0

Имеются сколы, многочислен-
ные утраты краски

ИТОГО:

16

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»