Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 октября 2003 года N 202


Об утверждении Федеральных авиационных правил "Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации"

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383)

приказываю:


Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации".

Первый заместитель Министра
А.Нерадько

     

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 февраля 2004 года,
регистрационный N 5518

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 29 октября 2003 года N 202

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации"

     

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Технические средства для выполнения авиационных работ. Требования и процедуры сертификации" (далее - Правила) распространяются на авиационное оборудование, предназначенное для авиационных работ, выполняемых с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды и других целей (далее - ТС АР).

Общие технические требования к техническим средствам для выполнения авиационных работ, подлежащим обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА), приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

2. Правила разработаны в соответствии с требованиями нормативных актов международных организаций в области гражданской авиации, а также рекомендуемой практики международных авиационных организаций, нормативно-правовых актов Российской Федерации и документами ССГА.

3. Правила разработаны исходя из обязательств государства по минимизации рисков причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде при использовании ТС АР с учетом выполнения авиационными предприятиями (эксплуатантами) эксплуатационных требований к ТС АР.

4. Подтверждение соответствия ТС АР установленным требованиям осуществляется посредством проведения обязательной сертификации и выдачи сертификата соответствия.

5. Заявитель (держатель сертификата) обязан:

реализовывать продукцию, выполнять работы только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

обеспечивать соответствие сертифицированного ТС АР требованиям нормативных документов, на соответствие которым оно было сертифицировано, и маркирование его знаком обращения на рынке в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате и нормативных документах, которым должно соответствовать ТС АР, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, выполнение работ, если ТС АР не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицировано, по истечении срока действия сертификата или срока годности продукции, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено (аннулировано) решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию ТС АР и контроль за сертифицированным ТС АР;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции или работ, выполняемых сертифицированным ТС АР.

6. Сертификат на ТС АР, подлежащие обязательной сертификации в ССГА, является документом, необходимым при введении ТС АР в эксплуатацию на авиационных предприятиях (у эксплуатантов) России.

II. Процедуры проведения сертификации ТС АР

7. Сертификация ТС АР включает следующие этапы:

подачу заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

оценку соответствия ТС АР нормативным требованиям, в том числе испытания;

анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата;

оформление, регистрацию и выдачу сертификата;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированным ТС АР (если это предусмотрено схемой сертификации);

корректирующие мероприятия при нарушении соответствия ТС АР установленным требованиям;

информацию о результатах сертификации.

8. Для проведения сертификации ТС АР заявитель подает заявку на проведение сертификации (приложение N 2 к настоящим Правилам) в соответствующий орган по сертификации. При отсутствии на момент подачи заявки аккредитованного органа по сертификации заявка направляется в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.

9. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения дает заявителю обоснованный отказ или поручает соответствующему центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ТС АР нормативным требованиям.

10. Оценка соответствия ТС АР нормативным требованиям проводится центром по сертификации и включает следующий состав работ:

проверка документов, представляемых заявителем для целей сертификации (приложение N 3 к настоящим Правилам);

оценка технической документации, конструкции и заявленных характеристик ТС АР;

анализ состояния производства;

разработка комплексного заключения.

11. Состав сертификационных работ по конкретному типу ТС АР устанавливается программой органа по сертификации в зависимости от принятой схемы сертификации (приложение N 4 к настоящим Правилам).

12. Испытания для целей сертификации проводятся по решению органа по сертификации в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в ССГА на проведение соответствующих испытаний. При отсутствии испытательной лаборатории (центра) или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование ТС АР, увеличивает стоимость испытаний и удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных только на компетентность, под контролем (при участии) представителей органа или центра по сертификации. Протоколы таких испытаний подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории (центра) и органа или центра по сертификации.

Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у ТС АР, поставляемых потребителю (заказчику).

13. В случае отсутствия аккредитованного центра по сертификации работу по оценке соответствия ТС АР установленным требованиям проводит орган по сертификации.

14. В ходе выполнения сертификационных работ могут использоваться документальные доказательства соответствия, полученные заявителем самостоятельно или в других системах сертификации для сокращения объема проверок. При оценке возможности использования дополнительных документов (протоколов приемочных, периодических, инспекционных испытаний, зарубежных сертификатов и т.д.) центр по сертификации учитывает специфику ТС АР, степень его потенциальной опасности, объем и стабильность условий производства, репутацию предприятия, степень доверия оценок, данных сторонними организациями и т.п.

15. Анализ состояния производства проводится центром по сертификации в соответствии с программой работ, утверждаемой органом по сертификации.

16. Центром по сертификации на основании результатов рассмотрения протоколов испытания (отчетов об испытаниях), заключения по документации заявителя и другой информации, полученной в процессе экспертизы, разрабатывается комплексное заключение о соответствии конкретного типа (экземпляра) ТС АР требованиям нормативных документов.

17. Решение о возможности выдачи сертификата (об отказе в выдаче) (приложение N 5 к настоящим Правилам) принимает орган по сертификации на основании комплексного заключения центра по сертификации.

18. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на ТС АР, а также срока, на который сертифицировано производство, но не более чем на два года.

19. Сертификат вступает в силу с момента (даты) его регистрации в Государственном реестре ССГА.

20. При внесении изменений в конструкцию (состав) ТС АР или технологию его производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

21. Сертификат выдается заявителю с указанием конкретного производителя ТС АР. Передача права использования сертификата его держателем другому юридическому лицу не допускается.

22. Сертификат может выдаваться на новый срок по заявке заявителя в порядке, установленном для первоначальной сертификации. Состав сертификационных работ при этом может уточняться органом по сертификации в зависимости от результатов инспекционного контроля сертифицированных ТС АР, наличия системы управления качеством на производстве, сведений о качестве и надежности поставляемых ТС АР и информации по результатам их эксплуатации авиационными предприятиями (эксплуатантами) России.

23. ТС АР, на которые выдан сертификат, в установленном порядке маркируются знаком обращения на рынке, используемым в ССГА.

24. Инспекционный контроль за сертифицированными ТС АР (если это предусмотрено схемой сертификации) организует и проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, при участии (по поручению органа по сертификации) центра по сертификации.

25. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания ТС АР и другие проверки, необходимые для подтверждения, что производимое (поставляемое) ТС АР продолжает соответствовать установленным требованиям, на соответствие которым оно было сертифицировано.

26. Решение о проведении планового или внепланового инспекционного контроля принимает орган по сертификации. Проведение инспекционного контроля, права, обязанности и ответственность органа по сертификации в процессе проведения контроля регламентируются настоящими Правилами и другими документами ССГА.

27. Инспекционный контроль за конкретными сертифицированными ТС АР проводится по специально разрабатываемой центром по сертификации и утверждаемой органом по сертификации программе, устанавливающей цель, состав комиссии, объем, содержание и порядок проведения работ. Проведение инспекционного контроля может быть организовано в рамках сертификации эксплуатантов, обеспечивающих и осуществляющих авиационные работы, если она проводится центром по сертификации, участвовавшим в сертификации ТС АР.

28. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытания образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированного ТС АР (если это предусмотрено схемой сертификации) и возможности сохранения действия выданного сертификата.

29. По результатам инспекционного контроля сертифицированного ТС АР могут быть сделаны следующие выводы:

подтвердить действие сертификата (при положительных результатах инспекционного контроля);

разработать и провести корректирующие мероприятия по устранению вскрытых недостатков, нарушений и их последствий (при наличии недостатков и последствий, которые могут быть устранены);

приостановить действие или отменить (аннулировать) сертификат (при неудовлетворительных результатах инспекционного контроля) либо ввести в его действие ограничения.

30. Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата в случае несоответствия ТС АР требованиям нормативных документов, а также в случаях изменения:

нормативного документа на ТС АР или метода испытаний;

конструкции (состава), комплектности ТС АР;

(невыполнения) технологии, методов контроля и испытаний, если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие ТС АР установленным требованиям.

31. Решение органа по сертификации о приостановлении действия или отмене (аннулировании) сертификата должно быть доведено до держателя сертификата не позднее 10 дней со дня принятия такого решения.

При возникновении спорных вопросов в отношении принятия решения о приостановлении действия, отмене (аннулировании) сертификата или введении в его действие ограничений заинтересованная сторона может подать апелляцию (жалобу) в Центральный орган ССГА. Если участник сертификации не удовлетворен результатом рассмотрения апелляции, то он может подать апелляцию в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.

Решения указанных органов могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

32. Восстановление аннулированного сертификата не производится. Повторная заявка на проведение сертификации ТС АР может быть подана заявителем только после устранения причин, послуживших основанием для аннулирования сертификата.

33. Признание зарубежных сертификатов осуществляется в установленном порядке. Признание зарубежных сертификатов и знаков соответствия осуществляется с учетом многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

На основе признанных зарубежных сертификатов органом по сертификации выдаются сертификаты соответствия ССГА, а сертифицированные ТС АР вносятся в Государственный реестр ССГА.

34. Проведение обязательной сертификации ТС АР в рамках ССГА осуществляется возмездно в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.

III. Методы оценки соответствия ТС АР

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»