Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 

КОНВЕНЦИЯ
о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана

__________________

Конвенция ратифицирована СССР 23 апреля 1982 года.


Договаривающиеся Стороны,

отмечая, что прибрежные государства северо-восточной части Атлантического океана расширили в соответствии с надлежащими принципами международного права свою юрисдикцию над живыми ресурсами своих прилегающих вод до пределов двухсот морских миль от базисных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, и осуществляют в этих районах суверенные права в целях исследования и эксплуатации, сохранения этих ресурсов и управления ими;

принимая во внимание работу Третьей Конференции ООН по морской праву в области рыболовства;

желая содействовать сохранению и оптимальному использованию рыбных ресурсов района северо-восточной части Атлантического океана в рамках, соответствующих режиму расширенной юрисдикции прибрежного государства над рыболовством, и соответственно поощрять международное сотрудничество и консультации в отношении этих ресурсов;

считая, что Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана от 24 января 1959 года должна в этой связи быть заменена;

согласились о нижеследующем:

Статья 1

1. Районом действия настоящей Конвенции, в дальнейшем именуемым "Конвенционным районом", являются воды:

(а) в пределах тех частей Атлантического и Северного Ледовитого океанов и прилегающих к ним морей, которые лежат к северу от 36° северной широты и между 42° западной долготы и 51° восточной долготы, исключая:

(i) Балтийское море и Бельты, лежащие к югу и востоку от линий, проведенных от мыса Хасеноре до пункта Гнибен, от Корсхаге до Сподсбьерг и от мыса Гильбьерг до Куплен, и

(II) Средиземное море и прилегающие к нему моря до точки пересечения параллели 36° северной широты и меридиана 5° 36' западной долготы;

(b) в пределах той части Атлантического океана, которая лежит к северу от 59° северной широты и между 44° западной долготы и 42° западной долготы.

2. Настоящая Конвенция распространяется на все рыбные ресурсы Конвенционного района, за исключением морских млекопитающих, сидячих видов, т.е. организмов, которые на стадии промыслового изъятия либо неподвижны на морском дне или под ним, либо не могут передвигаться иначе как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или недрами, а также далеко мигрирующих видов и анадромных запасов, в той степени, в какой они относятся к компетенции других международных соглашений.

Статья 2


Ничто в настоящей Конвенции не рассматривается как затрагивающее права, претензии или взгляды любой Договаривающейся Стороны в отношении границ или пределов юрисдикции в области рыболовства.

Статья 3

1. В целях настоящей Конвенции Договаривающиеся Стороны соглашаются учредить и оказывать содействие Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана, здесь и далее именуемой "Комиссия".

2. Комиссия обладает правоспособностью и наделяется в своих отношениях с другими международными организациями, а также на территориях Договаривающихся Сторон такими правомочиями, какие могут быть необходимы для осуществления ее функций и достижения ее целей.

3. Каждая Договаривающаяся Сторона назначает в Комиссию не более двух представителей, которых могут сопровождать эксперты и советники на любой из ее сессий.

4. Комиссия избирает своего Президента и не более двух Вице-Президентов.

5. Местопребывание Комиссии устанавливается в Лондоне.

6. Комиссия, если не решит иначе, собирается в Лондоне один раз в год, определяя время по своему усмотрению, при условии, однако, что при наличии просьбы одной из Договаривающихся Сторон и при согласии трех других Договаривающихся Сторон Президент может так быстро, как это окажется практически возможным, созвать сессию в такое время и в таком месте, какие он сочтет возможным определить.

7. Комиссия назначает своего Секретаря, а также таких других должностных лиц, какие могут ей потребоваться.

8. Комиссия может учреждать такие комитеты и другие вспомогательные органы, какие она сочтет желательными для осуществления своих обязанностей и функций.

9. Каждая Договаривающаяся Сторона имеет в Комиссии один голос.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов или в тех случаях, когда в настоящей Конвенции содержится требование квалифицированного большинства, большинством в две трети голосов всех Договаривающихся Сторон, присутствующих и подавших положительные или отрицательные голоса, при условии, что голосование не проводится, если нет кворума, по крайней мере, в две трети Договаривающихся Сторон. Если по какому-либо вопросу, требующему простого большинства голосов для его решения, голоса делятся поровну, предложение считается отклоненным.

10. В соответствии с положениями настоящей статьи Комиссия принимает свои правила процедуры, включая положения об избрании Президента и Вице-Президентов, а также о сроках их полномочий.

11. Отчеты о заседаниях Комиссии передаются Договаривающимся Сторонам на английском и французском языках в возможно короткий срок.

Статья 4  

1. Комиссия осуществляет свои функции в интересах сохранения и оптимального использования рыбных ресурсов Конвенционного района и принимает во внимание имеющиеся наиболее полные научные данные.

2. Комиссия обеспечивает форум для консультаций и обмена информацией о состоянии рыбных ресурсов в Конвенционном районе и о политике управления ими, включая изучение общего воздействия такой политики на рыбные ресурсы.

Статья 5  

1. Комиссия надлежащим образом выносит рекомендации в отношении промысла, осуществляемого за пределами районов, находящихся под юрисдикцией Договаривающихся Сторон в области рыболовства. Такие рекомендации принимаются квалифицированным большинством голосов.

2. Комиссия в осуществление своих функций в соответствии с пунктом 1 добивается обеспечения соответствия между:

(а) любой рекомендацией, которая применяется к запасу или группе запасов, обитающих как в пределах района, находящегося под юрисдикцией Договаривающейся Стороны в области рыболовства, так и за его пределами, или любой рекомендацией, которая могла бы через взаимосвязь видов оказать воздействие на запас или группу запасов, обитающих полностью или частично в пределах района, находящегося под юрисдикцией Договаривающейся Стороны в области рыболовства, и

(b) любыми мерами и решениями, принятыми такой Договаривающейся Стороной в целях управления и сохранения такого запаса или группы запасов, промысел которых осуществляется в районе, находящемся под ее юрисдикцией в области рыболовства.

Соответствующая Договаривающаяся Сторона и Комиссия, таким образом, способствуют координации таких рекомендаций, мер и решений.

3. В целях, изложенных в пункте 2, каждая Договаривающаяся Сторона информирует Комиссию о своих мерах и решениях.

Статья 6  

1. Комиссия может выносить рекомендации в отношении промысла, осуществляемого в пределах района, находящегося под юрисдикцией Договаривающейся Стороны в области рыболовства, при условии, что данная Договаривающаяся Сторона попросит об этом и рекомендация получит ее одобрение.

2. Комиссия может давать консультации в отношении промысла, упомянутого в пункте 1, если данная Договаривающаяся Сторона попросит об этом.

Статья 7  


При осуществлении своих функций, изложенных в Статьях 5 и 6, Комиссия может рассматривать inter alia меры по:

(а) регулированию орудий лова и приспособлений, включая размер ячеи рыболовных сетей,

(b) регулированию размеров рыбы, которая может быть оставлена на борту судов либо выгружена на берег, либо выставлена или предложена для продажи,

(с) установлению закрытых сезонов и закрытых районов,

(d) улучшению и увеличению рыбных ресурсов, которые могут включать искусственное рыборазведение, трансплантацию организмов и трансплантацию молоди,

(е) установлению общих допустимых уловов и их распределение между договаривающимися Сторонами,

(f) регулированию величины промыслового усилия и его распределению между Договаривающимися Сторонами.

Статья 8  

1. В целях обеспечения применения настоящей Конвенции и любых принятых на основании ее рекомендаций Комиссия может посредством квалифицированного большинства голосов выносить рекомендации по мерам контроля за промыслом, осуществляемым за пределами районов, находящихся под юрисдикцией Договаривающихся Сторон в области рыболовства.

2. Комиссия также может выносить рекомендации по мерам контроля за промыслом, осуществляемым в районе, находящимся под юрисдикцией Договаривающейся Стороны в области рыболовства, при условии, что данная Договаривающаяся Сторона попросит об этом, и рекомендация получит ее одобрение.

3. Рекомендации, принятые в соответствии с положениями настоящей статьи, могут включать положения о прекращении их действия, отличающиеся от положений, предусмотренных в Статье 13.

Статья 9  

1. Комиссия может посредством квалифицированного большинства голосов выносить рекомендации по сбору статистической информации по рыболовству, осуществляемому за пределами районов, находящихся под юрисдикцией Договаривавшихся Сторон в области рыболовства.

2. Комиссия может также выносить рекомендации, предусматривающие сбор статистической информации по рыболовству, осуществляемому в пределах района, находящегося под юрисдикцией Договаривающейся Стороны в области рыболовства при условии, что данная рекомендация получит одобрение этой Договаривающейся Стороны.

Статья 10  


При принятии рекомендации Комиссия определяет, применимы ли эти рекомендации к промысловым операциям, проводимым исключительно в целях научных исследований, осуществляемых на основании соответствующих принципов и норм международного права, и на каких условиях.

Статья 11

1. Комиссия безотлагательно уведомляет Договаривающиеся Стороны о рекомендациях, принятых Комиссией в соответствии с настоящей Конвенцией.

2. Комиссия может издавать или иным образом распространять отчеты о своей деятельности и другую информацию по вопросам рыболовства в Конвенционном районе.

Статья 12  

1. Рекомендация становится обязательной для Договаривающихся Сторон в соответствии с положениями настоящей статьи и вступает в силу с даты, определенной Комиссией, но не ранее 30 дней по истечении периода или периодов для представления возражения, как это предусмотрено в настоящей статье.

2. (а) Любая Договаривающаяся Сторона может в течение 50 дней со дня уведомления о рекомендации, принятой в соответствии с пунктом 1 Статьи 6, пунктом 1 Статьи 8 или пунктом 1 Статьи 9, заявить о своем несогласии с ней. В случае такого возражения любая другая Договаривающаяся Сторона может подобным образом заявить о своем несогласии в течение последующих 40 дней после получения уведомления о таком возражении. Если какое-либо возражение сделано в течение такого последующего сорокадневного периода, остальным Договаривающимся Сторонам для внесения возражений предоставляется заключительный сорокадневный период после получения уведомления о таком возражении.

(b) Рекомендация не становится обязательной для Договаривающейся Стороны, заявившей о своем несогласии с ней.

(с) Если возражения по рекомендации сделаны со стороны трех или более Договаривающихся Сторон, данная рекомендация не становится обязательной для любой Договаривающейся Стороны.

(d) За исключением случаев, когда рекомендация в соответствии с положениями подпункта (с) не является обязательной для любой Договаривающейся Стороны, заявившая о своем несогласии с рекомендацией Договаривающаяся Сторона может в любое время снять свое возражение и затем будет связана этой рекомендацией в течение 70 дней или начиная с даты, установленной Комиссией согласно пункту 1, в зависимости от того, какая дата является более поздней.

(е) Если рекомендация не является обязательной для любой Договаривающейся Стороны, две или более Договаривающиеся Стороны могут тем не менее в любое время прийти к соглашению между собой о введении данной рекомендации в действие, и в этом случае они незамедлительно уведомляют об этом Комиссию.

3. В случае принятия рекомендации в соответствии с положениями пункта 1 Статьи 6, пункта 2 Статьи 8 или пункта 2 Статьи 9 только Договаривающаяся Сторона, осуществляющая юрисдикцию в области рыболовства в данном районе, может в течение 60 дней начиная со дня получения уведомления о рекомендации заявить о своем несогласии с ней, и в этом случае рекомендация не становится обязательной для любой из Договаривающихся Сторон.

4. Комиссия уведомляет Договаривающиеся Стороны о любом заявлении о несогласии и о снятии возражения немедленно по получении уведомления о нем, а также о вступлении в силу любой рекомендации и о вступлении в силу любого соглашения, заключенного в соответствии с подпунктом (е) пункта 2.

Статья 13  

1. (а) По истечении одного года со дня вступления в силу рекомендации, принятой в соответствии с положениями пункта 1 Статьи 5, пункта 1 Статьи 8 или пункта 1 Статьи 9, любая Договаривающаяся Сторона может уведомить Комиссию о прекращении для нее действия ранее одобренной ею рекомендации и, если такое уведомление не взято обратно, рекомендация перестает быть обязательной для данной Договаривающейся Стороны по истечении одного года со дня уведомления.

(b) Рекомендация, которая перестала быть обязательной для одной Договаривающейся Стороны, перестает быть обязательной для любой другой Договаривающейся Стороны по истечении 30-дневного периода со дня уведомления последней Комиссией о прекращении действия для нее рекомендации.

2. В случае принятия рекомендации в соответствии с положениями пункта 1 Статьи 6, пункта 2 Статьи 8 или пункта 2 Статьи 9 только Договаривающаяся Сторона, осуществляющая юрисдикцию в области рыболовства в данном районе, может уведомить Комиссию о прекращении для нее действия ранее одобренной ею рекомендации, и в этом случае она перестает быть обязательной для любой Договаривающейся Стороны по истечении 90-дневного периода со дня уведомления.

3. Комиссия извещает Договаривающиеся Стороны о любом уведомлении, направленном в соответствии с положениями настоящей Статьи, немедленно по получении этого уведомления.

Статья 14

1. В интересах оптимального осуществления функций, определенных в Статьях 4, 5 и 6, Комиссия обращается за информацией и консультациями к Международному Совету по исследованию моря. Такая информация и консультации запрашиваются по вопросам, относящимся к деятельности Комиссии и находящимся в компетенции Совета, включая информацию и консультации по биологии и динамике популяции интересующих Комиссию видов рыб, по состоянию рыбных запасов, по воздействию промысла на эти запасы и мерам по их сохранению и управлению ими.

2. Для оказания содействия задачам Международного Совета по исследованию моря по предоставлению Комиссии информации и консультации Комиссия в сотрудничестве с Советом предпринимает шаги по организации мероприятий, обеспечивающих эффективное и безотлагательное осуществление научных исследований, проводимых в этих целях, включая совместное исследование.