Вступил в действие Федеральный закон от 07.07.2003 N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений"*, внесенный Президентом Российской Федерации в декабре 2002 года в Государственную думу в порядке законодательной инициативы.
________________
* См. Официальные документы в образовании. - 2003. - N 22. - С.52-54. - Ред.
Указанный закон предусматривает разграничение ответственности субъектов РФ и органов местного самоуправления за финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений и передачу в местный бюджет субвенций из бюджета субъекта РФ на реализацию муниципальными образовательными учреждениями государственного стандарта общего образования.
Учитывая, что в настоящее время в субъектах РФ осуществляется формирование бюджета на 2004 год, направляем для использования в работе Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования, которые ранее согласованы с Минфином России и которые в ближайшее время предусматривается утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации (приложение).
Нормативной правовой базой предоставления субвенций являются: Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 07.07.2003 N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений". Участие органов государственной власти субъектов РФ в формировании местных бюджетов (решении вопросов организации местных финансов) осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок предоставления, распределения субвенций между муниципальными образованиями и значения нормативов на реализацию государственного стандарта общего образования определяются законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.
Нормативы расходов на реализацию государственного стандарта общего образования устанавливаются в расчете на одного обучающегося, проживающего:
- в городском населенном пункте;
- в крупном сельском населенном пункте (с численностью населения, превышающей 3 тыс. человек или более высокий уровень, установленный органами исполнительной власти субъекта РФ);
- в ином сельском населенном пункте, не отнесенном к крупным сельским населенным пунктам.
В расчет норматива на реализацию государственного стандарта общего образования включаются следующие расходы:
- на оплату труда (тарифная и надтарифная части, начисления) педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
- компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию;
- частично расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, хозяйственные нужды (кроме коммунальных расходов).
За органами местного самоуправления сохраняется ответственность за финансирование расходов на поддержание и развитие материально-технической базы подведомственных общеобразовательных учреждений (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, мебели, коммунальные расходы и др.).
Отдельно рассматриваются вопросы финансирования расходов социального характера (питание, приобретение мягкого инвентаря, подвоз учащихся к школе, льготы работникам по коммунальным услугам и проч.).
Для расчета субвенций на 2004 год рекомендуются следующие минимальные значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на одного обучающегося, проживающего в:
городском поселении - 5550 рублей в год;
в крупном сельском поселении - 6550 рублей в год;
в ином сельском поселении - 9940 рублей в год.
За счет средств субвенций финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующих государственные стандарты общего образования (начального, основного, среднего (полного) общего образования).
Прошу организовать учет данных рекомендаций при разработке бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований на 2004 год.
Министр
В.М.Филиппов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование
общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного
стандарта общего образования*
_______________
* Далее - Методические рекомендации. - Ред.
1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов РФ при формировании проектов бюджетов субъектов РФ на соответствующий финансовый год в части, касающейся предоставления субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
2. Размер субвенции местному бюджету на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - субвенции) рассчитывается по следующей формуле:
Si = Ri x Hi,
где Si - объем субвенции для i-гo муниципального образования на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
Ri - норматив расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося муниципальных общеобразовательных учреждений для i-гo муниципального образования;
Hi - прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, финансируемых из бюджета i-гo муниципального образования.
3. Значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования определяются органами исполнительной власти субъектов РФ по следующей формуле:
Ri = (а1 х Dri + а2 х Dkci + а3 х Dci) x Kzi,
где а1, а2, а3 - рекомендуемые на соответствующий финансовый год минимальные значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося, проживающего соответственно в городских, крупных сельских и иных сельских населенных пунктах, доводимые до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместным письмом Минобразования России и Минфина России;
Dri, Dkci, Dci - удельный вес учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений (либо детей в возрасте 6-17 лет, либо населения), проживающих соответственно в городских, крупных сельских и иных сельских населенных пунктах i-гo муниципального образования, в общей численности учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений (либо детей в возрасте 6-17 лет, либо населения), проживающих в i-м муниципальном образовании;
Kzi - районный коэффициент к заработной плате (включая надбавки для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, без учета надбавок к заработной плате для сельской местности), установленный для i-го муниципального образования нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.
4. В расходы на реализацию государственного стандарта общего образования включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов), муниципальных общеобразовательных учреждений.
5. К городским населенным пунктам относятся города, поселки городского типа и рабочие поселки. К крупным сельским населенным пунктам - сельские населенные пункты с численностью населения, превышающей 3000 человек либо иной более высокий уровень, установленный органами исполнительной власти субъектов РФ. К иным сельским населенным пунктам - сельские населенные пункты, не отнесенные к крупным сельским населенным пунктам.
Орган исполнительной власти субъекта РФ может не выделять категорию крупных сельских населенных пунктов. В этом случае при определении минимального значения норматива используется рекомендуемое минимальное значение норматива на одного обучающегося, проживающего в иных сельских населенных пунктах.
6. В случае, если в состав муниципального образования входят населенные пункты (территории) с различными значениями районных коэффициентов к заработной плате и(или) надбавок для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, среднее для данного муниципального образования значение районного коэффициента к заработной плате (включая надбавки для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, без учета надбавок к заработной плате для сельской местности) рассчитывается по формуле:
Kzi = (Kzij x Nij/Ni),
где Kzij - районный коэффициент к заработной плате (включая надбавки для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей без учета надбавок к заработной плате для сельской местности), установленный для j-гo населенного пункта (территории), входящего в состав i-гo муниципального образования, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
Nij - численность населения j-гo населенного пункта (территории), входящего в состав i-гo муниципального образования;
Ni - численность населения i-гo муниципального образования.
7. При расчете субвенций используются данные Госкомстата России и органов управления образованием, сверенные в установленном органами исполнительной власти субъектов РФ порядке с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
8. Методика и расчеты субвенций, в том числе обоснования (расчеты) нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям, вносятся в представительные (законодательные) органы субъектов РФ в составе материалов к проекту закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.
Распределение субвенций между муниципальными образованиями включается в качестве приложения к проекту закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. В указанное приложение включаются также значения нормативов на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по муниципальным образованиям.
Первый заместитель
министра образования
Российской Федерации
Г.А.Балыхин
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 26, 2003 год