О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации

3.2. Государственный контроль и надзор


Функции государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляют различные органы и службы, основными из которых являются Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция), Российская транспортная инспекция Минтранса России (РТИ), Госстандарт России, Минобразование России.

Существенная роль в системе государственного контроля и надзора в области безопасности дорожного движения принадлежит Госавтоинспекции МВД России. В 2002 году сотрудниками Госавтоинспекции было пресечено 41,9 млн. (-15,8%) административных правонарушений в области дорожного движения. Из них совершенных водителями транспортных средств и лицами, не имеющими права на управление - 35,6 млн. (-15,0%), в том числе за управление транспортом в состоянии опьянения - 1,6 млн. (-8,6%.), за превышение установленной скорости движения - 14,4 млн. (-18,7%), за управление ТС лицами, не имеющими права управления - 871 тыс. (-19,4%), за проезд на запрещающий сигнал светофора - 1,1 млн. (-8,5%), за несоблюдение требований дорожных знаков или дорожной разметки - 4,1 млн. (-14,4%), за нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов - 175,7 тыс. (+5,2%).

Должностным и юридическим лицам автопредприятий выдано 131,5 тыс. предписаний, оштрафовано - 58,5 тыс. должностных лиц. Большая часть (69,4%) должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности за выпуск на линию неисправных, не зарегистрированных или не прошедших государственный технический осмотр транспортных средств. Выявлено 1,1 млн. транспортных средств, имеющих неисправности, влияющие на безопасность дорожного движения, запрещена эксплуатация 668,7 тыс.ед. автотранспорта.

Больше внимания стало уделяться вопросу обеспечения соответствия эксплуатационного состояния улично-дорожной сети требованиям безопасности дорожного движения. В 2002 году рассмотрено 9,8 тыс. проектов на строительство или реконструкцию автомобильных дорог. Практически в каждый второй из них внесены замечания и предложения в части обеспечения безопасности дорожного движения. Обследовано около 1,9 млн. км улиц и дорог, в том числе 490 тыс.км городских улиц. На 16,1% увеличилось количество участков дорог, на которых временно запрещалось движение транспорта. Количество предписаний, выданных должностным лицам дорожно-коммунальных и железнодорожных организаций составило более 172 тыс., а число оштрафованных за нарушение правил ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов превысило 42 тыс. человек (+6,6%).

В течение последних четырех лет в Российской Федерации осуществлялось широкомасштабное внедрение средств технического диагностирования в процесс государственного технического осмотра транспортных средств. Такая работа проводится во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880, которое установило, что при проведении государственного технического осмотра должны использоваться средства технического диагностирования. Практически во всех субъектах Российской Федерации сформирована нормативная правовая база, регламентирующая реализацию положений данного постановления. С момента его принятия в целом по Российской Федерации было проведено 230 конкурсов среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств при прохождении государственного технического осмотра, из которых 53 конкурса - за последний год.

В 2002 году проведение государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования осуществлялось в 75 регионах, осмотрено более 1,6 млн. транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, или около 40% от их общего количества. При этом в 20 субъектах Российской Федерации указанные категории транспортных средств полностью проверяются с использованием средств технического диагностирования.

В настоящее время отмечается рост показателей внедрения средств технического диагностирования в процесс проведения государственного технического осмотра (ГТО). В целом в стране работают 112 станций государственного технического осмотра (СГТО) и 237 передвижных пунктов государственного технического осмотра (ППГТО) Госавтоинспекции, 980 пунктов технического осмотра (ПТО), на которых эксплуатируются 1452 линии диагностики автомобилей, из них 620 универсальных линий диагностики. Количество транспортных средств, осмотренных на СГТО, ППГТО и ПТО, по сравнению с 2000 годом увеличилось на 44%. Общее количество СГТО, ППГТО и ПТО увеличилось по сравнению с 2000 года на треть (+34,0%), а их пропускная способность позволяет провести ГТО около 40% всего транспортного парка.

Усиление государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения объективно требует доведения ресурсного обеспечения службы Госавтоинспекции техническими средствами до установленных норм. В то же время на данном этапе уровень оснащенности подразделений Госавтоинспекции техническими средствами составляет менее 40%. Отстает от современных требований техническое оснащение подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции - 46%.

Учитывая наличие качественной приборной базы, отвечающей современным требованиям, основной проблемой является недостаточное выделение финансовых средств из местных бюджетов.

Важная роль в осуществлении государственного контроля и надзора за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими коммерческие перевозки пассажиров и грузов, принадлежит Российской транспортной инспекции Минтранса России. В сфере ее влияния находятся около 450 тыс. хозяйствующих субъектов, владеющих 1,3 млн.ед. транспортных средств.

Результаты государственного контроля и надзора в 2002 году, осуществляемого специалистами РТИ за выполнением требований законодательных и иных нормативных актов, определяющих функционирование автомобильного транспорта, свидетельствуют о том, что количество выявленных нарушений сократилось на 18,9%.

При осуществлении международных автомобильных перевозок проверено более 3 млн. автобусов и грузовых транспортных средств на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу, из которых свыше 27 тыс. было отказано во въезде на территорию Российской Федерации из-за нарушения международных договоров и российского законодательства оштрафовано перевозчиков на сумму 78 млн. рублей.

В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и предупреждения дорожно-транспортных происшествий в весенне-осеннюю распутицу совместно с Государственной службой дорожного хозяйства осуществлялся контроль весовых параметров автотранспортных средств на 33 стационарных пунктах весового контроля, где было проверено более 50 тыс. автотранспортных средств, осуществлявших перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, общая сумма административных штрафов составила более 3 млн. рублей.

Для функционирования цивилизованного рынка транспортных услуг в 440 городах 51 региона России действует конкурсная система отбора хозяйствующих субъектов для перевозки пассажиров автобусами, в которой задействованы свыше 11 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Российской транспортной инспекцией Минтранса России совместно с Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России отработана ежегодная система планирования и проведения совместных всероссийских профилактических операций и проверок хозяйствующих субъектов. Налажен межведомственный обмен информацией о дорожно-транспортных происшествиях. Так, в ходе проведения операции "Челнок" по контролю за соблюдением требований индивидуальными владельцами автобусов при перевозке пассажиров по разовым заказам, было установлено, что 30% из проверенных 4852 владельцев автобусов осуществляли перевозки с различными нарушениями, в том числе с нарушениями установленных режимов труда и отдыха, без проведения предрейсового медосмотра водителей, с превышением норм вместимости автобусов и др.

Операции "Лицензия", проведенные в 2001-2002 годах, позволили дополнительно выявить 7536 хозяйствующих субъектов, использующих автомобильный транспорт для перевозки пассажиров и грузов без специального разрешения (лицензии), в том числе владельцев автобусов - 2533, владельцев грузового автотранспорта - 3352, владельцев легкового автотранспорта - 1651. По фактам нарушений лицензионных требований и условий отделениями РТИ были выданы 2720 предписаний и составлены 5880 протоколов на юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях. На их основании вынесены 5329 постановлений, 1082 протокола переданы на рассмотрение в судебные органы. В ходе проведения операции более чем 80% недостатков, указанных в предписаниях и постановлениях, были устранены хозяйствующими субъектами.

Госстандарт России осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, в том числе за соблюдением правил обязательной сертификации и подтверждения соответствия продукции.

В 2001 году региональными центрами стандартизации, сертификации и метрологии были проведены целевые проверки соблюдения обязательных требований государственных стандартов и правил обязательного подтверждения соответствия (одобрения типа транспортного средства) на отечественных автомобильных заводах. Из общего объема проверенной продукции (на сумму 56,5 млн. рублей) пятая часть запрещена к реализации.

В 2001-2002 годах было оформлено 2355 "Одобрений типа транспортных средств", выданных для 500 отечественных зарубежных предприятий-изготовителей.

Органами по сертификации было проведено более 200 инспекционных проверок предприятий, выпускающих автомототехнику. При инспекционном контроле за выпуском сертифицированной продукции ОАО "УАЗ" было выявлено, что серийно выпускаемые автомобили моделей УАЗ-315122 и УАЗ-374102 не в полной мере соответствуют сертифицированным образцам. В связи с этим в 2002 году были отменены "Одобрения типа транспортного средства" на указанные автомобили.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности органы управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование деятельности образовательных учреждений (в том числе негосударственных) по подготовке водителей, а также контроль выполнения ими лицензионных требований.

Число образовательных субъектов, осуществляющих подготовку водителей, за минувшие годы значительно возросло и превысило 8 тысяч.

Анализ ДТП показывает, что одной из причин аварийности среди начинающих водителей является низкий уровень подготовки, который связан с несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям или неэффективного ее использования, недостаточной квалификации преподавательского состава, невыполнения в полном объеме программ обучения и отсутствия воспитательной работы среди кандидатов в водители.

Для улучшения качества подготовки водительских кадров и иных категорий специальностей начальной профессиональной подготовки Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 823 "Об утверждении Перечня профессий профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается" определены профессии начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается: водители автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, слесарь по ремонту автомобилей т.п.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 606 "О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием" утвержден конкурсный порядок размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, позволяющий повысить качество подготовки профессионалов-организаторов в области обеспечения безопасности дорожного движения и специалистов в области дорожного движения (автотранспорта).

Создание системы государственных образовательных стандартов, определение содержания образования, направленного на подготовку и воспитание законопослушных участников дорожного движения в системе общего образования потребовали включения вопросов безопасности дорожного движения в проекты федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. До принятия соответствующего закона о государственном образовательном стандарте начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования (данный проект в 2002 году прошел первое чтение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации) содержание федерального компонента определяется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Региональное законодательство и местные нормативные правовые документы закрепляют включение в региональный компонент содержания среднего образования проблематику обеспечения безопасности дорожного движения, и в подавляющем большинстве регионов этот учебный материал нашел отражение в этих актах.