Законодательное и нормативное правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения охватывает широкий спектр общественных отношений. В состав соответствующей нормативной правовой системы входят: федеральные законы и другие законодательные акты, изданные высшим законодательным органом страны, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты. Отдельные аспекты обеспечения безопасности дорожного движения регламентируются актами органов власти субъектов Российской Федерации.
Основополагающим документом указанной системы является Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".
После нескольких лет обсуждений и большой работы в декабре 2001 года принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (Государственная Дума) и с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем его применение выявило ряд существенных недостатков ("пробелы", недоработки и даже противоречия отдельных статей). До настоящего времени не принят ряд предусмотренных Кодексом решений Правительства (порядок задержания транспортных средств и запрещения их эксплуатации со снятием государственных регистрационных знаков). Кроме того, не предусмотрена процедура уведомления правоприменительного органа об уплате штрафа. Вследствие этого начинает складываться практика уклонения лиц, привлеченных к административной ответственности, от уплаты штрафа.
В связи с этим, с учетом анализа правоприменительной практики и обстановки, сложившейся в обозначенной области, разработан проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, определения правовых, экономических и организационных основ обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вступивший в силу с 1 июля 2003 года.
За последнее время проведена большая работа, направленная на разработку правового механизма его реализации.
Федеральный закон "О техническом регулировании" создает необходимые правовые предпосылки для наведения порядка на отечественном рынке транспортных услуг, так как в нем предусмотрен переход к техническим регламентам, в которых устанавливаются требования по обеспечению безопасности транспортных услуг и вводятся регулирующие меры по повышению их надежности. Однако его эффективное действие во многом зависит от того, как быстро будут приняты следующие первоочередные технические регламенты: "Автотранспортные средства. Требования эксплуатационной безопасности, методы и правила проверки"; "Транспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. Требования к изотермическим свойствам кузова и эффективности термического оборудования"; "Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом. Требования и правила обеспечения безопасности"; "Процессы производства технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств. Требования и правила обеспечения безопасности"; "Перевозка пассажиров автомобильным транспортом. Требования и правила обеспечения безопасности"; "Утилизация автомототранспортных средств, их составных частей и материалов. Требования и правила обеспечения безопасности"; "Перевозка грузов автомобильным транспортом. Требования и правила обеспечения безопасности"; "Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Требования и правила обеспечения безопасности".
Реформирование необходимо начать с приведения действующей системы сертификации автотранспортных средств в полное соответствие с международной практикой и международными договорами и определить компетентный орган для реализации этих положений.
Упорядочению деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения посвящен Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное этим Указом" от 2 июля 2002 года N 679.
Принято распоряжение Правительства Российской Федерации N 1348-р от 24 сентября 2002 года, ограничивающее производство и допуск к эксплуатации транспортных средств, не соответствующих современным экологическим требованиям.
Постоянно осуществляется деятельность по совершенствованию Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Так, в 2002 году МВД России совместно с Минтрансом России подготовлены постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 года N 127 и от 28 июня 2002 года N 472, обусловленные вступлением в силу ГОСТ Р 51709-01 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
На повышение эффективности работы по обеспечению безопасности дорожного движения направлены постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 года N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных средств и иных средств на соответствие техническим нормам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух", от 21 февраля 2002 года N 126 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938" (действующее в области регистрации транспортных средств), от 21 февраля 2002 года N 127 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090", от 26 декабря 2002 года N 930 "Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов".
Госстандартом России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводится планомерная работа по совершенствованию требований государственных стандартов, направленных на повышение конструктивной безопасности автомототранспортных средств.
В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по участию в Женевском Соглашении Госстандартом России в 2000-2002 годах в качестве государственных стандартов Российской Федерации введены 105 правил ЕЭК ООН из 114 действующих.
Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 2002 года N 473-ст утвержден ГОСТ Р 50574-02 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования", который вводится в действие с 1 января 2004 года. Новый стандарт устанавливает требования к цветографическим схемам, наносимым на наружные поверхности транспортных средств, содержанию и расположению опознавательных знаков и надписей, а также к специальным световым и звуковым сигналам.
Ведутся работы по совершенствованию нормативно-технического обеспечения в области организации и регулирования дорожного движения. Так, подготовлены и направлены для утверждения в Госстандарт России проекты ГОСТов:
"Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования";
"Технические средства организации дорожного движения. Правила применения".
Подготовлен и направлен на рассмотрение в Технический комитет "Безопасность дорожного движения" ГОСТ "Технические средства организации дорожного движения. Материалы для дорожной разметки (на термопластик, краску и стеклошарики)".
Ведется разработка проектов Правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации и ГОСТа "Ограждения дорожные удерживающие. Общие технические требования".
В развитие и дополнение законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации принят ряд межведомственных и ведомственных нормативных документов.
МВД России, Минфин России, Минтранс России приняли совместный Приказ от 3 августа 2001 года N 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 года N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".
К наиболее значимым приказам МВД России относятся: от 23 марта 2002 года N 263 "Об организации деятельности строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"; от 28 марта 2002 года N 282 "О государственных регистрационных знаках для транспортных средств"; от 20 мая 2002 года N 463 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 35 "Об особых государственных регистрационных знаках и сигналах, используемых на транспортных средствах"; от 2 июля 2002 года N 627 "О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения"; от 1 августа 2002 года N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 года N 472 "О внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения Российской Федерации".
Приказом МВД России от 27 января 2003 года N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 7 марта 2003 года, регистрационный N 4251) утверждена новая редакция Правил регистрации автомототранспорных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Минобразование России проводит работу по совершенствованию ведомственной нормативной правовой базы, способствующей обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" предусмотрено обучение граждан правилам безопасного поведения на автодорогах (ст.29).
Осуществляется развитие следующих важных направлений формирования межведомственной и ведомственной нормативной правовой базы: лицензирование образовательной деятельности; создание системы государственных образовательных стандартов, определение содержания образования, направленного на подготовку и воспитание законопослушных участников дорожного движения; правовое обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в области обеспечения безопасности дорожного движения; регламентация трудоохранных мероприятий водителей автотранспортных средств в образовательных учреждениях.
К числу ведомственных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения относится приказ Минобразования России от 26 ноября 2002 года N 4125 "О совершенствовании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений", который в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 12 ноября 2002 года N 21 "О совершенствовании системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений" определил меры развития системы подготовки педагогических кадров для всех сфер, включая обеспечение безопасности дорожного движения.
Минобразованием России совместно с МВД России и Минтрансом России разработан проект Положения о порядке подготовки и переподготовки водителей транспортных средств. Указанный проект разработан в соответствии с требованиями Федеральных законов "Об образовании", "О безопасности дорожного движения", а также Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, других нормативных документов. Положение будет являться единым и обязательным для всех образовательных учреждений, имеющих лицензию на данный вид деятельности, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.