Недействующий

     

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2003 года N 87

     
Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок
страхователей по обязательному социальному страхованию
и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний

(с изменениями на 22 марта 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 9 июля 2008 года на основании
постановления ФСС России от 21 мая 2008 года N 110
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением ФСС России от 22 марта 2004 года N 26 (Российская газета, N 89, 28.04.2004).

____________________________________________________________________



В целях совершенствования механизмов контроля за соблюдением страхователями порядка представления установленной отчетности, уплаты страховых взносов и расходования средств на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Управляющим региональными отделениями Фонда:

принять меры по проведению камеральных проверок при приеме отчетности страхователей и выделении им средств на осуществление (возмещение) расходов на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Методическими указаниями;

определить должностных лиц, ответственных за организацию данного направления деятельности регионального отделения Фонда;

при проведении камеральных проверок страхователей обеспечить использование информационных ресурсов и аналитических возможностей подсистем ЕИИС "Соцстрах";

при формировании планов проведения документальных выездных проверок страхователей учитывать рекомендации по результатам камеральных проверок.

Председатель Фонда
Ю.Косарев

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 августа 2003 года,
регистрационный N 5009

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному
социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

(с изменениями на 22 марта 2004 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания устанавливают единые требования к проведению исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформлению и реализации результатов этих проверок.

2. Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнительного органа Фонда путем проверки представленной страхователями отчетности*, а в случаях, предусмотренных настоящими Методическими указаниями, - также иных документов, касающихся начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей**, документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

________________

* Под отчетностью понимается расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденная постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.10.2002 N 113 (письмом Минюста России от 02.12.2002 N 07/11271-ЮД документ признан не нуждающимся в государственной регистрации) и отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ), утвержденная постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.04.2003 N 46 (письмом Минюста России от 16.05.2003 N 07/11857-ЮД документ признан не нуждающимся в государственной регистрации).

** Страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст.5).

3. Периодичность проведения камеральных проверок страхователей определяется исходя из установленной законодательством Российской Федерации периодичности представления отчетности.

Кроме того, исполнительными органами Фонда проводится камеральная проверка представленных страхователями промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда и документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, при обращении страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога, а также страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, за выделением средств на осуществление (возмещение) указанных расходов (абзац в редакции, введенной в действие с 9 мая 2004 года постановлением ФСС России от 22 марта 2004 года N 26, - см. предыдущую редакцию).

По усмотрению исполнительного органа Фонда при обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иных категорий страхователей может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов.

4. Камеральная проверка проводится должностными лицами, определяемыми руководителем исполнительного органа Фонда, без какого-либо специального решения.

5. Камеральной проверкой может быть охвачен отчетный период текущего года, а при выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - также соответствующий период, отраженный в промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

II. Принятие отчетности страхователей и порядок проведения камеральной проверки

6. На стадии принятия отчетности все представленные в ее составе документы подвергаются визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям:

полнота представления отчетности;

наличие полного наименования (фамилии, имени, отчества) страхователя, идентификационного номера налогоплательщика, регистрационного номера страхователя, указание периода, за который составлена отчетность, подписи страхователя (руководителя и главного бухгалтера организации-страхователя), а также полнота заполнения иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов;

четкое заполнение реквизитов форм отчетности.

Абзац исключен с 9 мая 2004 года постановлением ФСС России от 22 марта 2004 года N 26. - См. предыдущую редакцию.

7. Исполнительный орган Фонда не позднее следующего рабочего дня со дня поступления расчетной ведомости должен уведомить страхователя о неисполнении им установленных обязанностей по предоставлению отчетности и необходимости устранения допущенных нарушений по оформлению отчетности, а также о применении мер ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, в случаях (абзац дополнен с 9 мая 2004 года постановлением ФСС России от 22 марта 2004 года N 26, - см. предыдущую редакцию):

отсутствия в представленной отчетности одного из обязательных реквизитов, предусмотренных установленной формой, дающего возможность идентифицировать представленный документ как отчетность;

нечеткого заполнения отдельных показателей отчетности, не позволяющее получить однозначную информацию о начислении, уплате или расходовании средств обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

наличия в отчетности исправлений, не заверенных подписью уполномоченного лица страхователя с указанием даты исправления;

отсутствия в отчетности подписи руководителя и главного бухгалтера страхователя;

составления отчетности на иных языках, кроме русского.

8. На титульном листе принятой отчетности проставляется дата ее принятия, штамп исполнительного органа Фонда и подпись ответственного лица, принявшего отчетность.

9. Данные из представленной страхователем отчетности не позднее следующего рабочего дня со дня ее принятия заносятся в базу данных исполнительного органа Фонда для формирования сводного финансового отчета, после чего отчетность передается лицам, уполномоченным на проведение камеральной проверки.

10. Не позднее шести рабочих дней с момента истечения срока представления отчетности в Фонд должностные лица исполнительного органа Фонда, уполномоченные проводить камеральные проверки, должны осуществить сверку списка зарегистрированных в исполнительном органе Фонда страхователей, обязанных представлять отчетность, с данными о ее фактическом представлении.

По результатам проведенной сверки, а также с учетом конкретных обстоятельств, связанных с нарушением сроков представления отчетности, исполнительным органом Фонда в установленном порядке выносится решение о привлечении страхователя к ответственности (приложение N 1) за нарушение срока представления отчетности (ее непредставление) в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3803; 2003, N 17, ст.1554; 2003, N 52 (часть I), ст.5037) (абзац в редакции, введенной в действие с 9 мая 2004 года постановлением ФСС России от 22 марта 2004 года N 26, - см. предыдущую редакцию).

11. Камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня представления страхователем отчетности в исполнительный орган Фонда, а камеральная проверка при выделении средств страхователям - в течение 10 дней со дня представления страхователем всех необходимых документов.

12. Целью камеральной проверки является:

контроль за соблюдением страхователем нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования;

выявление и предотвращение нарушений страхователем порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также расходования средств Фонда;

подготовка информации для обеспечения рационального отбора страхователей для проведения документальных выездных проверок.

13. Основными этапами камеральной проверки являются:

проверка полноты представления отчетности, наличие всех документов, необходимых для проведения камеральной проверки;

визуальная проверка правильности оформления установленной отчетности;

проверка правильности применения страхователем тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании класса профессионального риска по основному виду деятельности страхователя, подтвержденному в установленном порядке;

проверка обоснованности применения льгот по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проверка соответствия поступившей в Фонд информации о количестве произошедших страховых случаев данным отчетности;

проверка соблюдения страхователем условий соглашения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

проверка правильности арифметического подсчета начисленных и уплаченных сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей;

проверка своевременности и полноты перечисления в Фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также обоснованности произведенных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; оценку отчетности с точки зрения соответствия имеющимся в исполнительном органе Фонда данным о страхователе.

При наличии оснований предполагать нарушение страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исполнительный орган Фонда истребует у страхователя дополнительные сведения, получает объяснения и документы, подтверждающие правильность указанных действий страхователя, либо принимает решение о проведении документальной выездной проверки страхователя.

При проведении камеральной проверки страхователя, имеющего льготы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исполнительный орган Фонда вправе запросить у него документы, подтверждающие право на указанные льготы (заверенные печатью организации и подписями ее руководителя и главного бухгалтера списки работающих инвалидов с указанием группы инвалидности, номера пенсионного удостоверения, номера и даты выдачи удостоверения, подтверждающего факт установления инвалидности, на каждого инвалида, сведения о величине выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов и др.).

Страхователь, которому адресовано требование о представлении документов, обязан направить их в исполнительный орган Фонда в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных надлежащим образом копий.

Конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются исполнительными органами Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников исполнительных органов Фонда.

14. При проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзацы второй и третий пункта 3 настоящих Методических указаний) проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам Фонда, копиями платежных документов, подтверждающих уплату за проверяемый период соответствующих платежей в Фонд, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств на цели обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.).

III. Оформление и реализация материалов камеральной проверки*III)

15. Проверенная отчетность подписывается лицом, проводившим камеральную проверку, с указанием даты ее проведения на титульном листе отчетности.

В случае выявления камеральной проверкой фактов неправильного отражения показателей отчетности, на титульном листе отчетности также делается отметка о дате направления страхователю требования об устранении выявленных замечаний.

16. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в срок, не превышающий двух рабочих дней, соответствующие исправления в отчетность (приложение N 2) (абзац в редакции, введенной в действие с 9 мая 2004 года постановлением ФСС России от 22 марта 2004 года N 26, - см. предыдущую редакцию).

Данное требование не распространяется на случаи выявления нарушений, указанных в пункте 18, 19, 22 и 23 настоящих Методических указаний (абзац в редакции, введенной в действие с 9 мая 2004 года постановлением ФСС России от 22 марта 2004 года N 26, - см. предыдущую редакцию).

После внесения страхователем исправлений в отчетность соответствующие изменения заносятся в базу данных исполнительного органа Фонда для формирования сводного финансового отчета данного отчетного периода (в случае внесения исправлений в пределах установленного срока представления отчетности) либо следующего отчетного периода (в случае внесения исправлений после истечения установленного срока представления отчетности).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»