УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2003 года N 435
ПРАВИЛА
проведения в 2003 году реструктуризации и списания задолженности
юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований по привлеченным Российской Федерацией целевым
иностранным кредитам (заимствованиям) и кредитам (ссудам)
в иностранной валюте, предоставленным за счет средств
федерального бюджета
(с изменениями на 24 августа 2004 года)
1. Настоящие Правила определяют порядок и условия проведения в 2003 году реструктуризации и списания задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее именуются - заемщики) по привлеченным Российской Федерацией целевым иностранным кредитам (заимствованиям) и кредитам (ссудам) в иностранной валюте, предоставленным за счет средств федерального бюджета по договорам (соглашениям), заключенным до 1 августа 1998 года включительно.
Настоящие Правила не распространяются на заемщиков, в отношении которых Министерством финансов Российской Федерации проведена реструктуризация указанной задолженности в 2002 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2002 года N 574 "О порядке и условиях проведения в 2002 году реструктуризации и списания задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по привлеченным Российской Федерацией целевым иностранным кредитам (заимствованиям) и кредитам (ссудам) в иностранной валюте, предоставленным за счет средств федерального бюджета" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 31, ст.3120; N 41, ст.3983).
2. Реструктуризации подлежат все неисполненные обязательства заемщиков, вытекающие из договоров (соглашений), заключенных до 1 августа 1998 года включительно в связи с привлечением Российской Федерацией целевых иностранных кредитов (заимствований) и предоставлением государственных кредитов (ссуд) в иностранной валюте (далее именуются - долговые обязательства).
Реструктуризация задолженности заемщиков проводится только в случае, если финансирование (использование средств) по кредиту завершено и установлен график погашения задолженности.
Реструктуризация задолженности заемщиков, в отношении которых арбитражным судом введена процедура банкротства в установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" порядке, не проводится.
3. Проведение реструктуризации задолженности заемщиков осуществляется на добровольной основе и оформляется отдельными соглашениями (договорами) о реструктуризации задолженности (далее именуются - соглашения о реструктуризации задолженности).
Задолженность заемщика признается реструктурированной со дня вступления в силу соглашения о реструктуризации задолженности, которое заключается с заемщиком на основании принятого Министерством финансов Российской Федерации решения.
4. Реструктуризации подлежит вся сумма обязательств заемщика перед федеральным бюджетом, в том числе по возврату суммы основного долга, уплате процентов и комиссий за пользование кредитом, начисленных за весь период предоставления кредита, пеней, штрафов и иных платежей, подлежащих уплате заемщиком в соответствии с условиями долгового обязательства, по состоянию на 1-е число месяца, в котором заключено соглашение о реструктуризации задолженности.
Если на момент проведения реструктуризации задолженности срок возврата кредита, предусмотренный долговым обязательством, не истек, сумма процентов и иных платежей, подлежащих уплате заемщиком в соответствии с условиями долгового обязательства до конца срока погашения кредита, включается в сумму задолженности заемщика, подлежащей реструктуризации. Если долговым обязательством предусмотрена переменная процентная ставка, в целях исчисления суммы реструктурируемых процентных платежей, начисленных до конца срока погашения кредита, применяется процентная ставка, действовавшая на 1-е число месяца, в котором заключено соглашение о реструктуризации задолженности.
5. Сумма указанной в пункте 4 настоящих Правил задолженности заемщика подтверждается актом сверки задолженности, который подписывается заемщиком, Министерством финансов Российской Федерации, а также иным государственным органом и/или банком, имеющим агентское соглашение с государственным органом (далее именуется - банк-агент), в случае, если учет задолженности заемщика осуществляется этим государственным органом и/или банком-агентом.
В акте сверки задолженности сумма долговых обязательств, не исполненных заемщиком, указывается отдельно по каждому виду обязательств (возврат суммы основного долга, уплата процентов за пользование кредитом, пеней, штрафов и иных платежей).
6. Реструктуризация задолженности заемщика проводится при условии предварительной уплаты заемщиком в федеральный бюджет средств в размере 2 процентов суммы непогашенного основного долга по долговому обязательству.
Уплата указанных средств производится на основании данных акта сверки задолженности, прилагаемого к заявлению о проведении реструктуризации задолженности в соответствии с настоящими Правилами.
Уплачиваемые в соответствии с настоящим пунктом средства засчитываются в счет погашения заемщиком его задолженности по долговому обязательству в соответствии со следующей очередностью: погашение просроченной задолженности по уплате комиссий, погашение просроченной задолженности по уплате процентов, погашение просроченной задолженности по возврату суммы основного долга, уплата комиссий и процентов, возврат суммы основного долга.
Если аналогичный платеж уже был осуществлен заемщиком, подававшим в 2002 году заявление о проведении реструктуризации задолженности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2002 года N 574, данный платеж засчитывается как исполнение заемщиком установленного настоящим пунктом условия проведения реструктуризации задолженности.
7. Реструктуризация задолженности заемщика, оставшейся не урегулированной после осуществления заемщиком платежа, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, проводится на следующих условиях:
а) сумма задолженности (за исключением задолженности по пеням и штрафам) консолидируется и погашается поэтапно до 2012 года на основании решения Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с утвержденным им графиком согласно приложению N 1 (далее именуется - консолидированная задолженность). Задолженность по уплате пеней и штрафов списывается на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, либо уплачивается заемщиком после погашения консолидированной задолженности, но не позднее 31 декабря 2011 года. Заемщик вправе осуществлять досрочное погашение суммы реструктурированной задолженности;
б) на сумму непогашенной консолидированной задолженности ежегодно начисляются и уплачиваются заемщиком проценты за пользование кредитом исходя из ставки в размере 3 процентов годовых;
в) за несвоевременное исполнение заемщиком своих обязательств по погашению реструктурированной задолженности и уплате предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта процентов на сумму просроченной задолженности начисляются пени за просрочку исполнения обязательств в размере 3 процентов годовых. Количество дней в году при расчете процентов за пользование кредитом и пеней (неустойки) принимается равным календарному;
г) при вступлении в силу соглашения о реструктуризации задолженности списывается 50 процентов суммы реструктурируемых пеней и штрафов, а также сумма пеней и штрафов, начисленных с 1-го числа месяца заключения соглашения о реструктуризации задолженности по дату вступления указанного соглашения в силу. При выполнении заемщиком графика погашения консолидированной задолженности и уплате процентов в течение первых двух лет списывается вся сумма реструктурированных пеней и штрафов;
д) при нарушении заемщиком обязательств, принятых на себя в соответствии с настоящими Правилами, Министерство финансов Российской Федерации вправе объявить всю сумму реструктурированной задолженности срочной к платежу и удовлетворить свои требования к заемщику в полном объеме в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
8. Заемщики (за исключением субъектов Российской Федерации) при проведении реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом обязаны предоставить удовлетворяющее требованиям бюджетного и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечение исполнения своих обязательств по погашению всей суммы консолидированной задолженности и уплате процентов.
По долговым обязательствам, обеспеченным поручительствами (гарантиями), заемщик вправе представить на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации документы, предусмотренные подпунктом "о" пункта 1 приложения N 2, для продления срока действия (переоформления) гарантии или внесения изменений и дополнений в договор поручительства в связи с проведением реструктуризации задолженности либо с учетом установленных законодательством Российской Федерации требований предоставить иное обеспечение исполнения своих обязательств по погашению всей суммы консолидированной задолженности и уплате процентов.
Поручительства и гарантии, ранее предоставленные субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями, могут быть приняты Министерством финансов Российской Федерации в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщиков только при условии их переоформления в государственные и муниципальные гарантии с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, которые должны быть в установленном порядке утверждены (ратифицированы) законодательным (представительным) органом поручителя (гаранта).
Министерство финансов Российской Федерации при проведении реструктуризации задолженности заемщиков вправе отказаться от продления срока действия (переоформления) ранее предоставленного поручительства или гарантии и потребовать от заемщика предоставления иного обеспечения, предусмотренного бюджетным законодательством, в случае, если обязательства по поручительству или гарантии, несмотря на предъявление к поручителю (гаранту) соответствующих требований, не исполнялись или если переоформление поручительства или гарантии влечет за собой нарушение норм, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Не принимаются в качестве обеспечения исполнения заемщиками обязательств перед федеральным бюджетом по погашению реструктурируемой задолженности государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации, и гарантии, предоставленные муниципальными образованиями, за исключением случая переоформления ранее предоставленных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями гарантий или поручительств по долговым обязательствам.