СОГЛАШЕНИЕ
о правовом обеспечении формирования Таможенного
союза и Единого экономического пространства

____________________________________________________________________
Действие настоящего Соглашения приостановлено с 1 января 2015 года
на основании Международного договора от 10 октября 2014 года
____________________________________________________________________



    Ратифицировано
 Федеральным законом РФ
 от 5 июня 2003 года N 64-ФЗ


Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, именуемые в дальнейшем Сторонами,

преследуя цель правового обеспечения реализации положений Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года,

выражая волю и решимость укреплять правовую основу интеграционного взаимодействия,

желая развивать сотрудничество между законодательными и исполнительными государственными органами Сторон,

признавая необходимость гармонизации (сближения и унификации) национальных законодательств в целях совершенствования правовой основы интеграционного взаимодействия,

согласились о нижеследующем:

Раздел I. Общие положения


Статья 1

Стороны устанавливают единообразный (унифицированный) порядок регулирования правоотношений посредством:

гармонизации законодательств Сторон;

синхронизации сроков внесения предложений о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, подписанных в рамках Таможенного союза;

организации обмена правовой информацией;

других аспектов правового обеспечения, предусмотренных настоящим Соглашением и другими договорами между Сторонами.


Статья 2


Стороны создают необходимые организационные и правовые предпосылки для осуществления взаимодействия своих правовых систем и сотрудничества законодательных и исполнительных государственных органов Сторон, содержание которых определяется настоящим Соглашением.

Раздел II. Гармонизация национальных
законодательств

     
Статья 3


Стороны в работе по гармонизации (сближению, унификации) национальных законодательств обеспечат взаимодействие и сотрудничество законодательных и исполнительных государственных органов:

признавая приоритет общепризнанных принципов международного права;

основываясь на положениях настоящего Соглашения и Программы гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, утвержденной Решением Межгосударственного Совета от 26 октября 1999 года N 52;

исходя из особенностей национальных правовых систем.


Статья 4

1. Государственные законодательные и исполнительные органы Сторон гармонизируют (сближают, унифицируют) национальные законодательные и иные нормативные правовые акты посредством:

а) проведения согласованной законотворческой и нормотворческой политики, включая:

- координацию национальных законопроектных планов и планов разработки и принятия подзаконных актов;

- синхронное введение в действие гармонизированных законодательных и подзаконных актов, рекомендуемых Советом глав правительств и Межгосударственным Советом;

- внесение изменений и дополнений (поправок) в национальные законодательства на основании положений заключенных международных договоров;

б) использования в законотворчестве модельных законодательных актов, принимаемых Межпарламентским Комитетом;

в) взаимного информирования о состоянии законодательства, создания интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации.

2. Координация организационной, правовой и методической работы по гармонизации национальных законодательств Сторон возлагается на Межпарламентский Комитет и Интеграционный Комитет.

Статья 5

1. Стороны будут проводить гармонизацию (сближение, унификацию) в следующих сферах национальных законодательств:

гражданское законодательство;

законодательство о валютном регулировании и валютном контроле;

законодательство о внешнеэкономической деятельности;

законодательство о транспортной деятельности;

налоговое законодательство;

законодательство в сфере бюджетного регулирования;

таможенное законодательство;

законодательство об экспортном контроле;

законодательство о предпринимательской деятельности;

законодательство о рынке товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

законодательство об аграрной сфере;

законодательство об образовании;

законодательство о труде и охране труда;

законодательство о научных технологиях;

законодательство в сфере информационного обмена и использования средств массовой информации;

законодательство об инвестициях и взаимодействии в этой сфере;

других сферах национальных законодательств.

2. Приоритетность подлежащих гармонизации сфер законодательства, перечни национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, а также пути решения проблемных вопросов правового регулирования определяются органами управления интеграцией по согласованию со Сторонами.

Статья 6

1. Стороны обеспечат совместное проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательств на их соответствие заключенным международным договорам и решениям Совета глав правительств и Межгосударственного Совета.

2. Результаты проведения сравнительно-правового анализа национальных законодательств после согласования со Сторонами вносятся на рассмотрение органов управления интеграцией, после чего принимаются соответствующие рекомендации по их гармонизации.

Статья 7


В случае возникновения несоответствия между нормами национальных законодательств Сторон и положениями заключенных международных договоров и решений органов управления интеграцией, которое может отрицательно сказаться на реализации взаимовыгодных интересов, Стороны проводят консультации и переговоры с целью устранения этого несоответствия посредством гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств либо изменения содержания решений.

Статья 8


Парламенты и правительства Сторон совместно с Межпарламентским Комитетом и Интеграционным Комитетом, в соответствии со своей компетенцией, примут меры по гармонизации (сближению, унификации) национальных законодательств, включая введение:

а) решений Межгосударственного Совета, устанавливающих единые правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению путем трансформации в национальные законодательства Сторон;

б) Основ законодательства по отраслям права, содержащих согласованные начала правового регулирования, утверждаемых Межгосударственным Советом и, после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, включаемых в национальные правовые системы;

в) законопроектных и нормотворческих предложений, обязательных, после принятия соответствующей резолюции Межгосударственного Совета, в части ожидаемого результата при сохранении за Сторонами свободы выбора форм и методов действий;

г) модельных законодательных актов, регулирующих определенные сферы правоотношений в рамках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;

д) других предложений и рекомендаций по гармонизации (сближению, унификации) национальных законодательств Сторон органов управления интеграцией.


Статья 9

1. Разрешение вопросов о принятии мер по гармонизации национальных законодательств, их содержание и последовательность применения, а также перечни законодательных и иных нормативных правовых актов Сторон, подлежащих сближению, унификации, относится к компетенции Межгосударственного Совета.

2. Решения, резолюции и рекомендации по вопросам гармонизации национальных законодательств, принимаемые Межгосударственным Советом, и модельные законодательные акты, принимаемые Межпарламентским Комитетом, направляются в соответствующие органы Сторон для:

выполнения необходимых внутригосударственных процедур, в случаях, предусмотренных в пунктах а) и б) статьи 8 настоящего Соглашения;

включения положений решения в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты;

разработки национальных законодательных актов на основе модельных законов;

разработки и принятия национальных законодательных и иных нормативных правовых актов на основе соответствующих решений Межгосударственного Совета;

внесения изменений и дополнений в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты с учетом положений решений или норм модельного закона;

изъятия из законодательства актов, противоречащих международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, и решениям органов управления интеграцией, принимаемых в пределах их компетенции.

Статья 10

1. Предложения о принятии мер по гармонизации национальных законодательств Сторон, предусмотренные в пунктах а), в), д) статьи 8 настоящего Соглашения, вносятся Интеграционным Комитетом в Межгосударственный Совет после одобрения Советом глав правительств, а по пункту б) - после консультаций с Межпарламентским Комитетом.

2. Предложения о принятии мер по гармонизации национальных законодательств Сторон при необходимости предварительно обсуждаются на заседаниях Координационного совета по гармонизации национальных законодательств, а консультации Межпарламентского Комитета и Интеграционного Комитета проводятся с участием представителей законодательных и исполнительных органов Сторон.

Раздел III. Синхронизация сроков внесения
предложений о выполнении внутригосударственных
процедур, необходимых для вступления в силу
подписанных международных договоров


Статья 11


Стороны согласились синхронизировать сроки внесения предложений о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу международных договоров, подписанных в рамках Таможенного союза.

Статья 12


Стороны договорились информировать Интеграционный Комитет о соблюдении синхронизированных сроков выполнения внутригосударственных процедур по международным договорам, подписанным в рамках Таможенного союза.

Раздел IV. Обмен правовой информацией

     
Статья 13

1. В целях информационного обеспечения интеграционного взаимодействия, создания информационной основы для гармонизации национальных законодательств Стороны признают необходимость всестороннего информационного обмена.

2. Стороны, используя национальные информационные ресурсы, согласились создать в Интеграционном Комитете интегрированную базу законодательства, статистической и другой социально-экономической информации, включая копии эталонных банков данных национальных законодательных и иных нормативных правовых актов на электронных и бумажных носителях, и осуществлять ее регулярное обновление.

Статья 14


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»