Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 июня 2003 года N 28

     

Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом

(с изменениями на 3 октября 2011 года)
____________________________________________________________________
Не применяется со 2 апреля 2017 года на основании
приказа Минтранса России от 7 декабря 2016 года N 374
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 года N 196 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 9, 03.03.2008);

приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 (Российская газета, N 232, 17.10.2011) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258) (с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 29 декабря 2012 года N 456; приказом Минтранса России от 28 ноября 2013 года N 366; приказом Минтранса России от 16 октября 2014 года N 289; приказом Минтранса России от 3 ноября 2015 года N 326).

____________________________________________________________________


В соответствии со статьями 3 и 25 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом.

2. Признать утратившим силу приказ МПС России от 9 декабря 1999 года N 42Ц "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован в Минюсте России 16 мая 2000 года, N 2224).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 года.

Министр
Г.Фадеев

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 июня 2003 года,
регистрационный N 4775

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МПС России
от 18 июня 2003 года N 28

     
ПРАВИЛА
приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом

(с изменениями на 3 октября 2011 года)

1. Настоящие Правила разработаны со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170) (далее - Устав)" и регулируют порядок приема к перевозке грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - собственные порожние вагоны), железнодорожным транспортом на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций (далее - станции), открытых для грузовых операций. Перечень таких станций публикуется в тарифном руководстве (абзац дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).

Прием грузов, перевозимых для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и настоящими Правилами.

Настоящие Правила применяются в отношении приема грузов к перевозке в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

2. Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику. Перевозки собственных порожних вагонов могут осуществляться повагонными, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику (абзац в редакции приказа Минтранса России от 25 декабря 2007 года N 196; дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).

2.1. Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона, а также предъявляемый к перевозке по одной накладной собственный порожний вагон (подпункт дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).

2.2. Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера.

2.3. Мелкой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.

2.4. Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки, а также предъявляемая к перевозке по одной накладной группа собственных порожних вагонов (подпункт дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).

2.5. Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине, а также собственные порожние вагоны, предъявляемые к перевозке по одной накладной в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по длине (подпункт дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258 - см. предыдущую редакцию).

2.6. Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры грузов в адрес одного грузополучателя.

2.7. Отправкой в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, считается груз, предъявляемый к перевозке железнодорожным транспортом по одной или нескольким накладным в составе поезда, состоящего из вагонов и локомотива (локомотивов), не принадлежащих перевозчику (подпункт дополнительно включен приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 года N 196).

3. Основанием для выделения грузоотправителю (при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении-организации, осуществляющей перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт) вагона под перевозку груза является наличие заявки на перевозку груза, согласованной перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), а также согласие перевозчика (виза) в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная).

4. О времени подачи грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, в том числе в порядке сдвоенных операций.

Порядок уведомления о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку (в том числе при погрузке средствами грузоотправителя на местах общего пользования) устанавливается по соглашению перевозчика с грузоотправителем.

Для обеспечения приема уведомлений грузоотправителем определяются ответственные по приему уведомлений лица, их фамилии и номера телефонов (факсов, телексов), которые в письменной форме, если иная форма не установлена соглашением сторон, сообщаются перевозчику.

В случае подачи перевозчиком вагонов без уведомления эти вагоны учитываются как поданные грузоотправителю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования и время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется по истечении двух часов после фактической подачи вагонов, если иное не установлено соглашением сторон.

При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более двух часов, время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузоотправителя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о предстоящей подаче.

При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении.

5. В соответствии со статьей 29 Устава погрузка грузов может быть временно прекращена либо ограничена. Грузоотправители в течение 12 часов после получения от перевозчика уведомления о приостановлении или прекращении погрузки обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку груза.

6. В соответствии со статьей 30 Устава при несвоевременном внесении грузоотправителем платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено Уставом или соглашением сторон. Вагоны и контейнеры, задержанные в подаче под сдвоенные операции, находятся на ответственном простое грузоотправителя, владельца железнодорожных путей необщего пользования, о чем составляется акт общей формы, который подписывается представителями перевозчика и грузоотправителя, или владельцем железнодорожных путей необщего пользования или пользователи, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей.

Прием собственных порожних вагонов к перевозке осуществляется при условии внесения перевозчику платы за перевозку собственного порожнего вагона и иных причитающихся перевозчику платежей, если сторонами в соответствии со статьей 30 Устава не определен иной порядок расчетов за перевозку (абзац дополнительно включен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258).

6.1. Вагоны и контейнеры, задержанные в порядке сдвоенной операции по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, находятся на ответственном простое указанных лиц.

Задержка вагонов, контейнеров оформляется актом общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

7. В соответствии со статьей 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.

Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в том числе специализированных вагонов, контейнеров, проводится грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет грузоотправителей в соответствии с заключенными между ними договорами.

Перед наливом цистерн грузоотправители проверяют техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.

Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:

вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им;

контейнеров - грузоотправителями.

Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются, плата за их пользование не взимается. Факт подачи непригодных вагонов, контейнеров удостоверяется актом общей формы, составляемый в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Перевозчик при подаче на железнодорожный путь необщего пользования груженных вагонов в порядке сдвоенных операций определяет техническую пригодность таких вагонов под погрузку конкретного груза.

7.1. Пригодность вагонов под погрузку муки и зерновых грузов определяется с участием представителей государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации в случаях, если выдача сертификата качества производится указанной инспекцией.

Пригодность вагонов под погрузку других грузов в коммерческом отношении определяет грузоотправитель или перевозчик (в зависимости от того, кто производит погрузку).

Зерновые грузы и продукты их переработки должны предъявляться к перевозке грузоотправителем при наличии сертификата качества.

Зерновые грузы и продукты их переработки, поставляемые на экспорт, в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы, города: Москву, Санкт-Петербург, военным организациям и приравненным к ним категориям потребителей, для производства детского питания, при перемещении государственного резерва, а также поступающие по импорту, подвергаются государственному контролю с выдачей на них сертификатов качества Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации. При отсутствии указанных сертификатов зерно и продукты его переработки к перевозке по указанным направлениям не принимаются.

При перевозке зерновых грузов и продуктов их переработки, отправляемых на корм животным (фуражное зерно), грузоотправитель кроме указанных сертификатов дополнительно прикладывает ветеринарное свидетельство, выданное органами Государственного ветеринарного надзора.

Грузы, подконтрольные Государственной инспекции по карантину растений Российской Федерации, перевозятся в соответствии с правилами перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.

7.2. После окончания погрузки грузоотправитель или перевозчик (в зависимости от того, кто обеспечивал погрузку) обязан очистить от остатков скопления грузов кузов вагона и контейнера, ходовые части вагонов и межвагонные соединения.

8. В соответствии со статьей 21 Устава погрузка грузов в вагоны в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителем.

Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузоотправителей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузоотправителями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузка грузов в контейнеры в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями.

9. В соответствии со статьей 18 Устава грузоотправители обязаны подготавливать грузы в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

В целях предохранения от повреждения, порчи, утраты перевозимых грузов, а также предотвращения загрязнения и засорения подвижного состава, железнодорожного полотна и окружающей среды грузы должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары, соответствующей стандартам и техническим условиям.

Требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими стандартами, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с МПС России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, предъявляются к перевозке при условии обеспечения их полной сохранности при перевозке, соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку и требованиям настоящих Правил.

Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным стандартам, техническим условиям и иным актам.

При перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок нанесения указанных знаков, кодов устанавливается МПС России и публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.

10. Предъявляемые к перевозке грузоотправителем тарные и штучные грузы должны иметь транспортную маркировку, применяемую при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Содержание транспортной маркировки, место и способ ее нанесения, порядок расположения, размеры маркировочных ярлыков и надписей должны соответствовать стандартам по маркировке грузов. Транспортная маркировка состоит из основных, дополнительных, информационных надписей и манипуляционных знаков.

10.1. Основные надписи на грузовых местах должны содержать:

полное или сокращенное наименование грузополучателя;

полное наименование станции назначения;

число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе - порядковый номер места в отправке, в знаменателе - число мест в отправке). Число грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда в однотипной таре перевозятся разнородные или разносортные грузы (например, разные сорта хлопка в кипах), или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов, или когда перевозят комплекты оборудования, а также при перевозке с перегрузкой в пути следования или перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»