(с изменениями на 10 июня 2016 года)
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631;
утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 49 (Российская газета, N 115, 28.05.2010);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2016 года N 76 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230061).
____________________________________________________________________
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295),
постановляю:
Ввести в действие с 30 июня 2003 года "Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения. "СП 2.5.1335-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 мая 2003 года.
Г.Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 июня 2003 года,
регистрационный N 4689
Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.1335-03
(с изменениями на 10 июня 2016 года)
____________________________________________________________________
В документе учтены:
Изменения и дополнения N 1 от 30 апреля 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 49) (Российская газета, N 115, 28.05.2010).
____________________________________________________________________
1.1. Настоящие Санитарные правила распространяются на модернизируемые и вновь проектируемые вагоны-дефектоскопы, вагоны-путеизмерители, рельсосварочные поезда (далее - РСП), восстановительные поезда (далее - ВП), пожарные поезда (далее - ПП), а также участки дефектоскопии дистанций пути железных дорог.
1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295), Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта ЦУВС-782 от 14 сентября 2000 года, зарегистрированного Минюстом России 10 ноября 2000 года, регистрационный N 2447.
2.1. Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, занятых проектированием, изготовлением, реконструкцией формирований железнодорожного транспорта специального назначения.
2.2. Проектная документация на изготовление новых образцов подвижного состава формирований специального назначения, а также на модернизацию существующих типов, изготовление отдельных элементов внутреннего оборудования должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в установленном порядке (ст.42. п.2 Закона).
2.3. Для продукции, отделочных и конструкционных материалов, используемых при строительстве формирований железнодорожного транспорта специального назначения, обязательно наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту - заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителем Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту) на основании экспертных заключений испытательных лабораторных центров при центрах Госсанэпиднадзора МПС России согласно области их аккредитации (ст.43, ст.51 Закона).
2.4. Контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется органами Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
3.1. Общие требования.
3.1.1. Территория расположения РСП, ВП и ПП должна быть оборудована:
железнодорожными подъездными путями, обеспечивающими передвижение подвижного состава и связью с железной дорогой общего назначения;
безопасными в эксплуатации электроустановками со светильниками, обеспечивающими освещение железнодорожных и автомобильных подъездных путей и территории;
асфальтированными подъездными путями и асфальтированными дорожками для прохода работников и проезда транспортных средств;
водозаправочными колонками, снабженными стационарно закрепленными на них шлангами с устройствами, предохраняющими от возможного загрязнения воды;
мусоросборниками;
специально оборудованной площадкой для практических занятий.
3.1.2. Состав стационарных помещений РСП определяется установленным объемом выпускаемой продукции, технологией производства сварочно-наплавочных работ и используемым оборудованием в соответствии с регламентом технической оснащенности рельсосварочных поездов.
3.1.3. Размещение стационарных объектов РСП и ВП, а также стационарной базы участков дефектоскопии дистанций пути должно соответствовать требованиям строительных норм и правил.
3.1.4. Планировка стационарных объектов РСП и ВП, а также стационарной базы участков дефектоскопии дистанций пути должна предусматривать следующие отдельные группы помещений:
административные;
производственные;
санитарно-бытовые;
складские.
3.1.5. Аккумуляторные отделения следует оборудовать в отдельных помещениях. Пол в аккумуляторном отделении должен быть выстлан кислото- и щелочеустойчивыми материалами.
3.2 Требования к территории, планировке помещений, размещению оборудования и организации рабочих мест рельсосварочных поездов.
3.2.1. Производственные здания РСП должны иметь следующие производственные участки (отделения):
3.2.2. Производственные участки, размещенные по ходу технологической производственной линии сварки новых и старогодных рельсов, должны быть пространственно отделены друг от друга, в необходимых случаях иметь ограждения либо располагаться в обособленных помещениях.
3.2.3. Используемое силовое сварочное, прессовое и иное производственное оборудование, машины, агрегаты и инструмент, эксплуатация и использование которого связано с возможностью производственных травм и иных поражений организма работников, должно иметь защитные ограждения, оборудоваться средствами и устройствами удаления вредных выбросов.
3.2.4. Рабочее место шлифовщика по обработке торцов поступивших в обработку рельсов должно быть укомплектовано подставкой для размещения используемого электрошлифовального инструмента (типа МРШЗ) на время технологических перерывов и креслом, обеспечивающим возможность изменения постоянной рабочей позы "стоя" в указанные паузы.
3.2.5. Работа оборудования для обрезки рельсов под сварку (станок модели ГД-174) при отсутствии защитных устройств (кожухов, щитков), неисправности заземляющих устройств, с некачественным или выкрошенным абразивным диском, а также при неисправной вытяжной вентиляционной системе запрещается.
3.2.6. При выполнении операций сварки рельсов на машине для контактной сварки типа К-1000 (К-190) обслуживающий персонал должен находиться вне зоны распространения искр и брызг расплавленного металла.
Пол в зоне размещения контактно-сварочной машины должен быть нескользким, плотным, огнестойким и малотеплопроводным.
3.2.7. Операции по грубой и чистовой шлифовке сварных стыков рельсов должны выполняться с применением исправного абразивного инструмента.
3.2.8. Рабочее место дефектоскописта, осуществляющего контроль сварных швов, должно быть организовано в отдельном специально обустроенном помещении.
3.3. Требования к размещению оборудования и организации рабочих мест участков дефектоскопии дистанций пути.
3.3.1. Участок дефектоскопии дистанции пути должен размещаться в помещениях общей площадью не менее 150 м.
3.3.2. Кабинет для проведения технической учебы, компьютерный класс, кабинет мастера участка дефектоскопии, кабинет наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) и комната приема пищи не должны располагаться рядом с мастерской и аккумуляторным отделением.
3.3.3. Компьютерный класс, оборудованный видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами, должен соответствовать требованиям санитарных норм и правилам по работе с видеодисплейными терминалами.
3.3.4. Аккумуляторное отделение следует располагать в отдельном помещении. Полы и стены в аккумуляторном отделении должны быть отделаны щелочеустойчивыми материалами. Аккумуляторное отделение должно быть оборудовано умывальником с подводкой воды.
3.3.5. Ангар для хранения и технического обслуживания дефектоскопных автомотрисс необходимо оборудовать осмотровыми канавами, которые должны быть защищены от грунтовых вод, стены их облицованы светлой глазурованной плиткой, оборудованы нишами для размещения осветительного оборудования и запчастей; пол должен иметь уклон в сторону трапа.
При ремонте дефектоскопных автомотрис вне осмотровых канав необходимо обеспечивать работающих лежаками.
3.3.6. Рабочие места мастера участка дефектоскопии и наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) должны отвечать современным эргономическим требованиям.
3.3.7. В помещении для проведения ремонта и наладки дефектоскопов рабочее место наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) должно быть оборудовано двухтумбовым рабочим столом, обеспечивающим оптимальное расположение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, и рабочим стулом (креслом).
3.3.8. Требования к ультразвуковым дефектоскопам.
Характеристики и допустимые уровни ультразвуковых колебаний, воздействующие на работника, должны соответствовать требованиям государственного стандарта по общим требованиям безопасности для ультразвука.
При проектировании новых двухниточных съемных дефектоскопов и модернизации дефектоскопов существующих марок должны предусматриваться меры по максимальному ограничению ультразвука, воздействующего контактным путем, в том числе:
применение виброизоляционных покрытий для ультразвуковых искателей в зоне захвата их пальцами рук;
ультразвуковые искатели должны иметь форму, обеспечивающую минимальное напряжение мышц при удержании их руками, а также удобное их положение при выполнении работы.
При проектировании новых двухниточных съемных дефектоскопов следует предусматривать снижение общей массы дефектоскопа в рабочем состоянии (в том числе и за счет создания облегченных складных дефектоскопных тележек) до 60 кг при обслуживании дефектоскопа операторами-мужчинами и до 20 кг при обслуживании дефектоскопа операторами-женщинами.
Детали дефектоскопов в зонах, контактирующих с руками оператора, должны иметь коэффициент теплопроводности не более 0,5 Вт/м град, что снижает возможность охлаждения рук и является существенной профилактической мерой от воздействия контактного ультразвука.
4.1. Концентрации химических веществ, промышленных аэрозолей и пыли в воздухе рабочей зоны производственных помещений различного назначения не должны превышать максимально разовых и среднесменных значений ПДК.
4.2. Параметры микроклимата в производственных помещениях должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм в зависимости от категории работ по уровню энергозатрат или физической тяжести работ.
В нерабочее время во всех производственных помещениях допускается снижение температуры воздуха до 5°С.
Температура воздуха в холодный период года в гаражах должна быть не ниже 8°С, а в складских и других вспомогательных помещениях с временным пребыванием людей (не более 1 часа в смену) - не ниже 10°С.
4.3. Шум на рабочих местах производственных, административных и бытовых помещений должен соответствовать требованиям установленных санитарных норм и правил.
В производственных помещениях уровни шума не должны превышать 80 дБА, в административных и бытовых помещениях - 65 дБА.
4.4. Параметры электромагнитных излучений радиочастотного диапазона на рабочем месте в помещении дежурного караула ПП должны соответствовать требованиям санитарных правил и норм для электромагнитных излучений.
4.5. Производственные помещения с постоянными рабочими местами должны иметь естественное освещение. Конкретные условия естественного освещения регламентируются разрядом зрительной работы.
4.6. Для общего и местного освещения, а также в системах комбинированного освещения следует использовать энергосберегающие источники света, в соответствии с требованиями СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 19 мая 2003 года, регистрационный N 4567) (абзац в редакции, введенной в действие с 28 мая 2010 года Изменениями и дополнениями N 1 от 30 апреля 2010 года, - см. предыдущую редакцию).
Абзац исключен с 28 мая 2010 года Изменениями и дополнениями N 1 от 30 апреля 2010 года. - См. предыдущую редакцию.